Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Активизация мышления

Активизация мышления урок биологии

 К основным факторам, вызывающих активность учащихся, относят познавательный интерес, возможность реализовать свой творческий потенциал, состязательность, профессиональный или игровой характер заданий. Важным качеством интеллекта является способность к нестандартному мышлению, характеризующаяся возможностями человека предлагать новые подходы и оригинальные решения в необычных ситуациях. Учитель с целью активизации мыслительной деятельности школьников может специально создать проблемную ситуацию, организовать соревнование между группами учащихся, ролевую игру, в основе которой — столкновение противоположных интересов, позиций, взглядов. Например, проводится конкурс веселых и находчивых. Ведущий выдает каждой команде сосуд с водой, кусок пластилина и ставит задачу: не используя подручных средств, сделать так, чтобы пластилин плавал на поверхности воды. Кто первый догадается вылепить из пластилина лодочку?

Если вы играете в азартные игровые автоматы онлайн Вам уже известно как активировать мыслительную деятельность. Для активизации мыслительной деятельности часто используют метод мозгового штурма. Учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся самостоятельно анализируют ее и высказывают различные гипотезы, приводящие к ее разрешению. На первом этапе учитель не критикует высказываемые идеи, а, допустим, фиксирует их на доске. На втором этапе учитель вместе со школьниками анализирует предложенные гипотезы, отбрасывая те из них, которые противоречат фактам, существующим теориям. В результате получается правильное решение. Иногда учащихся разбивают на группы по 5 — 10 человек, в которых осуществляется первичное обсуждение задачи, выдвижение и анализ гипотез.

Один из способов активизации мышления заключается в проведении сократической беседы. Она состоит в таком подборе вопросов, задаваемых школьнику, при котором они ”самостоятельно” направляются на правильный путь рассуждений. При этом неверные утверждения учащихся доводятся до абсурда. Для разрешения возникающих противоречий учитель задает наводящие вопросы, стимулируя познавательную активность учащихся.

Не всегда метод наводящих вопросов Сократа позволяет найти правильное решение проблемы, но с его помощью можно создать проблемную ситуацию, активизировать мыслительную деятельность школьника, научить его искать выход из тупиковых ситуаций, высказывать и отстаивать свою точку зрения. В этом смысле он близок к эвристической беседе, стимулирующей поисковую деятельность школьников при решении проблемных задач, и сильно отличается от репродуктивного изложения учебного материала.

 на уроке естествознания

Например, учитель спрашивает учащихся, почему сменяются времена года? Учащийся А: ”Земля вращается вокруг Солнца. ” Учитель: ”Ну и что? При движении по круговой орбите на Землю попадает примерно постоянное количество солнечной энергии. Почему же зимой холодно, а летом жарко?” Учащийся Б: ”Орбита Земли сильно втянута, когда Земля приближается к Солнцу, наступает лето, а когда удаляется — зима.” Учитель: ’’Кто еще так думает? Чем же тогда объяснить, что в северном полушарии наступает лето тогда, когда в южном полушарии зима?” Учащиеся не могут разрешить это противоречие и приходят к выводу о неправильности рассуждений учащегося Б. Их внимание концентрируется на объяснении учителя, рассказывающего об орбитальном движении Земли, наклоне ее оси к плоскости орбиты и т.д.

Или другой пример: учитель высказывает предположение, что люди произошли от инопланетян. Учащиеся развивают эту гипотезу: миллионы лет назад на Землю прилетела летающая тарелка, высадились пришельцы, от них и произошел древний человек. Учитель, понимая ошибочность этих рассуждений, спрашивает: А почему древний человек жил в пещере, работал каменными орудиями труда? А как объяснить, что представители внеземной цивилизации не умерли от земных бактерий? Если человек произошел от инопланетян, то его генетический код и биологическое строение должно чем-то принципиально отличаться от других млекопитающих, не так ли? Пытаясь ответить на эти вопросы, школьники понимают несостоятельность обсуждаемой теории.

Еще одним метод повышения активности учащихся состоит в решении разнообразных ситуационных задач-загадок, при анализе которых требуется отойти от стандартной схемы. Таких задач-загадок можно придумать много. Действительно, почему подушка мягкая? А для чего у коровы два глаза? А почему радуга имеет форму дуги окружности? Чем объясняется тот факт, что река замерзает сверху? Почему в горах люди живут дольше? Если муравей упадет с высоты 10 м, — с ним ничего не произойдет, а слон сломает кости. Почему? А как изменится температура в комнате, если открыть дверцу холодильника? Для чего белке хвост? Начинающий учитель может специально подбирать такие вопросы. Для этого ему следует самому интересоваться проблемами, которые связаны с преподаваемой дисциплиной, читать книги, смотреть телепередачи и т.д

На уроке биологии

В начале урока учитель предлагает учащимся изучить параграф, выписать самое существенное и найти ответ на вопрос: Почему в холодном помещении у человека получается ”гусиная кожа”? Школьники, почитав учебник, отвечают, что рефлекс, приводящий к возникновению ”гусиной кожи”, достался нам в наследство от животных. При понижении температуры мышцы волосяных фолликулов сокращаются и приподнимают волоски. Шерсть животного встает дыбом, это помогает удерживать тепло тела.

Большое значение для развития интеллекта имеет решение логических и математических задач, написание компьютерных программ. Определенный интерес представляют задачи-парадоксы, сформулированные известными мыслителями, — анализируя их вместе с учащимися учитель как бы поднимает их до уровня выдающихся философов, математиков, физиков и т.д. Кому интересно решать задачи из учебника, даже если он одобрен самим Министерством образования! А вот повторить рассуждения сэра Исаака Ньютона или, в крайнем случае, Галилея, — это льстит самолюбию любого школьника.

Все знают, что Аристотель — великий мыслитель. И вот, придя на урок физики, школьники вдруг слышат, что Аристотель был не прав! Оказывается, сила — не причина движения (изменения координаты), а причина изменения скорости, то есть ускорения! Почему же Аристотель ошибся? А он, анализируя равномерное движение телеги, которую тянет лошадь, не учел силы трения и сделал вывод, что телега движется из-за силы тяги. Как только лошадь перестает тянуть телегу, она останавливается. Учительница, используя законы Ньютона, правильно объясняет это явление: при равномерном движении сила тяги уравновешивается силой трения, а когда сила тяги исчезает, телега под действием силы трения останавливается.

Психологи отмечают, что абсурдные, парадоксальные высказывания привлекают внимание человека, заставляют его задуматься. Противоречие между их кажущейся логичностью и несоответствием «здравому смыслу” заставляет сознание найти выход из данной тупиковой ситуации. Учителю следует «коллекционировать” подобные парадоксы с тем, чтобы в нужный момент иметь возможность поставить в тупик любого, даже сильного учащегося, показать ограниченность знаний школьников, привлечь внимание класса.

На уроке биологии

Обсуждая вопрос о происхождении человека, учительница замечает, что учащиеся не очень внимательно ее слушают. Тогда она объявляет: ’’Это не человек произошел от обезьяны, а наоборот, обезьяна от человека!”, — и рассказывает

о  теории, согласно которой жизнь на Землю была занесена из космоса, а люди — это потомки инопланетян, часть из которых деградировало до обезьян и т.д. Такой поворот заинтересует школьников, у них появятся вопросы, кто-то не согласится, возникнет дискуссия. Понятно, что в ходе этого обсуждения учитель должен аргументировано обосновать научную точку зрения на эту проблему.

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология