Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Ассоциативная память

Ассоциативная память для запоминания

 Важным в процессе запоминания является установление в сознании человека ассоциаций,

то есть связей между образами объектов и явлений. Чем больше человек знает, тем легче он усваивает новую информацию, так как запоминаемые образы ассоциируются с уже имеющимися в его сознании. Ассоциациями называются связи между психическими явлениями, при которых актуализация одного понятия или образа в сознании человека приводит к появлению другого. Различают ассоциации по типу их образования:

1) по сходству (синее — фиолетовое);

 2) по контрасту (большое — маленькое);

3) по смежности в пространстве или времени (учительница географии — глобус);

 4) причинно-следственные (лампа — яркий свет). Известно, что сила ассоциативной связи зависит от силы впечатлений, их новизны, индивидуальных способностей человека. Поэтому изложение учителя должно быть эмоционально окрашенным, используемые им ассоциации (образы, связанные с запоминаемой информацией) должны быть яркими, цветными, нестандартными, динамичными. Хорошо запоминаются ужасы, юмор и т.д.

При изучении иностранного языка психологи советуют запоминаемые слова и словосочетания связывать в крупные блоки. Каждый блок информации формируется так: вырезают различные картинки, наклеивают их на листе бумаги, рядом записывают словосочетания. Эффект будет выше, если картинки будут яркими, разноцветными, оригинальными. Подобрав достаточно яркий рисунок, необходимо написать названия изображенных на нем предметов и их перевод. Затем, глядя на рисунок и представляя необычный сюжет, составляют образные связки к каждому слову.

Вообще говоря, картинки не обязательно приклеивать к бумаге, можно их выстраивать в своем воображении. Для запоминания больших объемов информации составляют целый рассказ (воображаемый фильм), в котором различные герои осуществляют те или иные действия, ассоциирующиеся с запоминаемой информацией. Например, запомнить значение числа е=2,72 можно так: Бог троицу любит — вычитаем 0,3 из 3 — получаем 2,7 — для симметрии справа добавляем первую цифру — получаем 2,72. Число Пи =3,14 ассоциируется с тройкой лошадей, которая везет одну телегу с четырьмя колесами.

Наиболее эффективно происходит непроизвольное запоминание, если концентрировать внимание на смысловом значении слова, выражения, предложения, формулировки закона, математической формулы и т.д.

Логические ассоциации безусловно важны, но их не всегда можно найти. В этом случае не следует пренебрегать нелогичными ассоциациями, которые как-бы ’’притянуты за уши ”. Запоминая иностранные слова, термины, рекомендуется подбирать образы, непосредственно связанные со значением данного слова. Иногда к иностранному слову удается подобрать сходное по звучанию русское слово, составив таким образом образную связку. При этом используется метод ключевых слов, позволяющий установить ассоциативную связь между фонологической формой слова в изучаемом языке со значением слова в известном языке. Например, как запомнить слово ghost — привидение? Слово ghost похоже на русское слово гость, — можно представить привидение, которое пришло в гости.

При изучении английского, немецкого и других языков следует помнить, что многие русские слова имеют иностранное происхождение и наоборот. Поэтому удобнее связывать иностранное слово с русским словом, имеющим то же происхождение: слово rest (отдых, отдыхать) легче всего связать со словом ресторан (место, где люди
отдыхают); слово cook (готовить еду) — со словом кок (повар) и т.д. Качество запоминания будет выше, если человек убедит себя в важности изучаемой информации, в том, что она пригодится ему в течение всей жизни.

Эффективность обучения зависит от интеграции учебной информации, получаемой в школе, с информацией, которая приобретается учащимися из различных источников массовой информации (газеты, журналы, научно-популярная литература, теле- и радиопередачи, Интернет). Важно устанавливать межпредметные связи, тем самым ассоциируя учебный материал из совершенно различных областей научного знания.

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология