Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Цикличность процесса познания

Цикличность процесса познания теоретические знания

 Развитие естественных наук происходит в соответствии с принципом цикличности (В. Г. Разумовский). Полный цикл развития естественно-научных знаний учащихся включает в себя комплексное использование процедур объяснения фактов теорией (теоретическое обоснование) и доказательство теории фактами (экспериментальное обоснование). Эти процессы являются взаимными, так как, объясняя факт, учитель тем самым обосновывает используемую для этого теорию, согласуя и связывая эмпирические и теоретические знания.

Реализация принципа цикличности может происходить двумя путями. Первый из них состоит в изучении группы фактов с последующим выдвижением теоретических положений, объясняющих эти факты. То есть сначала изучаются факты, а затем выдвигаются гипотезы, позволяющие их объяснить. Второй способ предполагает формулировку доказываемого утверждения, получение из него всевозможных следствий и их экспериментальную проверку. Иными словами, сначала учащиеся знакомятся с гипотезой, а затем изучают доказывающие ее факты.

Часто для доказательства того или иного утверждения учитель не ограничивается рассмотрением одного факта, а приводит совокупность фактов, позволяющих убедительно показать истинность доказываемого тезиса. Так, например, для доказательства существования молекул учитель сообщает о соотношении масс реагирующих веществ, о растекании оливкового масла по поверхности воды, показывает фотографии, полученные с помощью ионного микроскопа. Для обоснования тезиса "древний человек произошел от обезьяны” учитель обращает внимание учащихся на похожесть кровеносной, пищеварительной, нервной систем человека и других млекопитающих, на результаты исследования молекулы ДНК, на развитие ребенка до рождения и другие научные факты.

 

История развития естественных наук показывает, что возникновение, развитие и обоснование теорий происходили в тесной связи с экспериментом. Часто появлению смелых теорий предшествовали эксперименты, результаты которых было невозможно объяснить существовавшими тогда представлениями об окружающем мире. Если новая теория объясняла их, то это и служило доказательством ее истинности. И наоборот, нередко сначала высказывалась гипотеза, на ее основе строилась теория, для подтверждения которой осуществлялось планирование и постановка эксперимента. При этом с одной стороны происходило теоретическое обоснование (объяснение) фактов, а с другой стороны экспериментальное обоснование (доказательство) данной теории.

Пусть до изучения некоторой темы учащиеся владели определенной суммой эмпирических и теоретических знаний. Учитель может: 1) сообщить учащимся факты Ф, сформулировать гипотезу Г, объяснить факты Ф гипотезой Г; 2) сформулировать новую гипотезу Г, сообщить факты Ф, доказать гипотезу Г фактами Ф. В результате гипотеза становится экспериментально обоснованным теоретическим положением (рис. 5.1). Знания учащихся расширяются за счет изученных фактов и усовершенствованной теоретической модели. После этого цикл повторяется, причем расширенные знания учащихся снова выступают в качестве исходных.

на уроке физики

Цикличность процесса познания можно проиллюстрировать на примере развития знаний ученых о строении атома. Учитель, излагая основы квантовой физики в 11 классе, перечисляет следующие этапы:

1.    Демокрит выдвинул гипотезу о дискретной структуре вещества. Позже было установлено, что в химических реакциях вещества реагируют в строго определенных соотношениях, капля масла растекается по поверхности воды до мономолекулярного слоя и другие факты. Атом считался неделимым.

2.  Ученые доказали, что атомы имеют сложную структуру и в его состав входят электроны. Менделеев открыл периодический закон, исследовались линейчатые спектры различных газов, изучалась радиоактивность. Томсон предложил модель атома, объясняющую излучение, дисперсию и поглощение света.

3.    Резерфорд, изучая рассеяние альфа-частиц атомами золота, установил, что в центре атома находится массивное ядро, несущее положительный заряд. В результате была предложена планетарная модель атома, которая не могла объяснить его устойчивость.

4.   Бор предложил теорию атома водорода, обосновал формулу Бальмера, описывающую спектральные закономерности. Опыты Франка и Герца подтвердили утверждение о существовании стационарных энергетических состояний атома и излучении им кванта света при переходе из одного состояния в другое. Теория Бора была не в состоянии объяснить спектральные закономерности атомов с более чем одним электроном.

5.   Де-Бройль выдвинул гипотезу, согласно которой корпускулярно-волновой дуализм присущ не только свету, но и микрочастицам. Экспериментально изучены дифракция электронов, спектры атомов с большим числом электронов, лазерный эффект.

6.  Выдвинута гипотеза о протонно-нейтронном строении атомного ядра. Изучены радиоактивность, ядерные и термоядерные реакции.

7.   Появился новый раздел физики: квантовая механика, изучающая явления микромира: частица в потенциальной яме, туннельный эффект и т.д.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология