Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Дедуктивные умозаключения

Дедуктивные умозаключения урок физики

 В суждениях либо утверждается, либо отрицается существование объектов, наличие у них свойств и отношений между ними. Как правило, относительно любого суждения можно сказать, что оно истинно (соответствует действительности), либо ложно (противоречит реальному положению вещей). Простое атрибутивное суждение включает в себя субъект, предмет, связку и кванторное слово. Например, в суждении "любая собака не есть птица” субъектом S является "собака”, предикатом Р, отражающим некоторое понятие об обсуждаемом признаке субъекта, является "птица”. Связка выражается словами "есть”, "является", "суть”, "относится” и т.д. Кванторное слово "любой", ” все”, ” ни один”, ” некоторые” и др. стоит перед субъектом суждения и указывает ко всему объему понятия или лишь к части относится данное суждение. Различают следующие виды суждений: 1) суждения существования: "существует протон”, ”не существует динозавров”; 2) суждение свойства: "крокодилы зеленые”, "свинец тяжелый”; 3) суждения с отношениями: "слоны тяжелее муравьев”, "Юпитер больше Земли”.

Для получения нового суждения из одной или нескольких посылок используется правило логического вывода. Этот процесс называется умозаключением. Различают следующие виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные и по аналогии. Процесс получения заключений из посылок называется выведением следствий; он осуществляется в соответствии с правилами дедуктивных умозаключений. Условиями истинности заключения является истинность посылок и логическая правильность вывода. Непосредственное умозаключение делается из одной посылки, являющейся категорическим суждением. Различают превращения, обращения, противопоставление предикату и умозаключения по "логическому квадрату”.

. Категорическим силлогизмом называется дедуктивное умозаключение, построенное на двух истинных категорических суждениях, в которых субъект S и предикат Р связаны средним термином М. Различают четыре фигуры категорического силлогизма. Рассмотрим примеры:

1) Все металлы (М) проводят ток (Р)

Алюминий (S) есть металл (М)

Алюминий (S) проводит ток (Р)

2)              Все ящерицы (Р) — земноводные (М)

Это животное (S) не земноводное (М)

Это животное (S) не является ящерицей (Р)

3)              Все муравьи (М) строят жилище (Р)

Все муравьи (М) — насекомые (S)

Некоторые насекомые (S) строят жилище (Р)

4]              Все собаки (Р) — млекопитающие (М)

Ни одно млекопитающее (М) не есть птица (S)

Ни одна птица (S) ни есть собака (Р)

Чисто условное умозаключение — это опосредованное умозаключение, в котором обе посылки есть условные суждения. Оно имеет структуру: 1. (Если А, то В), (Если В, то С) —>> (Если А, то С); 2. (Если А, то В), (Если не-А, то В) —» В. Например:

1)             Если у многоугольника три угла, то это — треугольник Если это — треугольник, то сумма углов равна 180°

Если у многоугольника три угла, то их сумма равна 180°

2)             Если тело — жидкость, то состоит из молекул Если тело — не жидкость, то состоит из молекул

Тело — состоит из молекул

Условно-категорическое умозаключение содержит две посылки: одна — условное суждение, а другая — простое категорическое суждение. Оно имеет структуру: 1. (Если А, то В), (А) —» (В); 2. (Если А, то В), (не-В) —» (не-А). Например:

1)             Если кубик железный, то он тонет в воде Кубик железный

Кубик тонет в воде

2)             Если происходит эта реакция, то изменяется цвет раствора Цвет раствора не изменяется

Эта реакция не происходит

При обучении математике и естественным наукам используются и другие виды дедуктивных умозаключений: разделительные, условноразделительные, сведение к абсурду, рассуждение "от противного”.

 

 На уроке физики

Так, при изучении электромагнитной индукции учитель физики рассказывает о правиле Ленца: индукционный ток направлен так, что создаваемое им магнитное поле препятствует изменению внешнего магнитного поля, породившего этот ток. Предположим обратное: допустим, что внешнее магнитное поле растет и индукционный ток, текущий по замкнутому витку, создает магнитное поле, со- направленное с внешним магнитным полем. Это приведет к росту энергии магнитного поля и нагреванию витка, что противоречит закону сохранения энергии. Следовательно наше предположение не верно.

Не всегда рассуждения "от противного” приводят к опровержению исходного положения. Известна история, как математики пытались доказать, что пятый постулат Евклида (через любую точку можно провести только одну прямую, параллельную данной) является следствием первых четырех постулатов. Используя метод "от противного” Лобачевский сформулировал обратное утверждение: через точку можно провести как минимум две прямые, параллельные данной. Проводя дальнейшие рассуждения, ученый не пришел к противоречию, и создал логически стройную теорию, названную геометрией Лобачевского.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология