Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Деятельностный подход

Деятельностный подход опыты и наблюдения

 Представим себе урок, на котором учитель решил рассказать учащимся новый материал, но не подумал о том, чем будут заниматься школьники во время его повествования. И вот он, пусть даже строго и правильно с научной точки зрения, излагает различные факты, формулирует гипотезы, анализирует те или иные теории, а учащиеся, будучи предоставленными самим себе, занимаются кто чем хочет. Вряд ли это приведет к положительному результату.

Теперь предположим, что все учащиеся пытаются понять то, о чем рассказывает учитель. В этом случае у них формируются определенные теоретические знания, однако они совсем не учатся применять их на практике. Но ведь мало что-то знать, важно еще уметь использовать свои знания! Большое значение так же имеют умения добывать новую информацию, анализировать и правильно ее интерпретировать. То есть учитель должен заниматься не только передачей знаний, но и обучать методам их получения и использования в жизненных ситуациях.

Как известно, школьник развивается, обучаясь, и учится, развиваясь; обучение происходит в результате деятельности по присвоению общественного опыта и в процессе общения с людьми (закон развития). В основе деятельностного подхода лежит принцип: ученик должен получать знания не в готовом виде, а добывать их самостоятельно в процессе собственной учебнопознавательной деятельности. Это относится не только к теоретическим знаниям, но и к практическим умениям, сформировать которые возможно только в процессе деятельности. Задача учителя состоит в такой организации учебной деятельности школьника, чтобы тот приобрел требуемые знания, умения и навыки. При этом критерием работы учителя является деятельность учащихся, приобретенные ими знания, умения и навыки. Важно, не то как много усилий приложил учитель, проводя урок, а то, чем занимались на уроке школьники, какие учебные задачи решили. Поэтому учитель при подготовке к уроку должен планировать не только свою деятельность, но и деятельность каждого ученика.

При анализе любой деятельности следует учитывать мотив (для чего делать?), цель (к какому результату стремимся?), способ (как делать?) и объект (что преобразовывать?). Учебная деятельность имеет составляющие: 1) мотивационную, отражающую биологические и социальные потребности личности учащегося; 2) познавательную, характеризующуюся особенностями восприятия и мышления; 3) исполнительную, включающую в себя программу деятельности, отдельные действия и операции; 4) контрольную, предполагающую анализ и оценку результатов деятельности. В структуру любой деятельности входят потребность, мотив, цель, задача, действия, операции, а также внешние и внутренние условия. Ее успешность определяется тремя факторами: знаниями, умениями и мотивацией. Различают предметную, перцептивную (связанную с восприятием) и умственную деятельность.

Для того, чтобы учебная деятельность школьников была результативной, необходимо: 1) в обобщенно-абстрактной форме изложить теоретические положения; 2) научить школьников применять знания для решения конкретных задач; 3) сформировать психологические механизмы, затрагивающие личностную значимость, мотивацию, сознание и мышление учащихся. Только при наличии высокой мотивации (учитель хочет лучше учить, а учащиеся — лучше учиться), разнообразия методик изучения и возможности их сочетания обучение будет эффективным.

Выделяют следующие этапы организации учебной деятельности на уроке: 1. Вводно-мотивационный этап: учитель создает основную проблемную ситуацию, объясняет значение изучаемой темы для учащихся, формулирует цели и задачи, а также план их работы. 2. Операционально-познавательный этап: учитель излагает учебный материал, проводит учебные опыты и наблюдения, решает задачи, руководит учебно-познавательной деятельностью. 3. Контрольно-оценочный этап: обобщение материала, итоговый контроль и оценка учебной работы, выявление и ликвидация недостатков.

После учебной деятельности следует грамотно отдохнуть. Этим летом я куплю лодку надувную и вместе со своими учениками из Питера поедем на рыбалку. Желаю и Вам отличного отдыха на свежем воздухе.

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология