Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Формирование понятий

Формирование понятий под руководством учителя

 Важным качеством научного мышления является его абстрактность. Учащийся должен легко рассуждать не только о том, что он в настоящий момент воспринимает органами чувств. К основным формам абстрактного мышления относятся понятия, суждения и умозаключения. Понятия вводятся
с помощью определений, в которых отражаются существенные признаки объекта. Формирование понятий осуществляется с помощью следующих логических приемов: абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, обобщение. Определение понятия требует указание рода (множество объектов, из которого выделяют определяемое подмножество объектов) и видового отличия (совокупность признаков, позволяющих выделить определяемое подмножество предметов из числа объектов, соответствующих родовому понятию). Например, "параллелограмм — это четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны”, ’’углеводороды — вещества, молекулы которых состоят из атомов углерода, водорода и кислорода”.

Номинальное определение дается научным терминам, знакам, символам, которые обозначают или заменяют понятие: ”5 — это площадь поверхности”, "мощностью называется отношение совершенной работы к соответствующему промежутку времени” и т.д. Кроме перечисленных выше явных определений существуют неявные определения: 1. Определение понятия через контекст, при котором учащийся догадывается о значении того или иного слова, исходя из смысла текста. 2. Индуктивное определение путем задания правила, позволяющего перебрать все объекты, соответствующие понятию.

3. Определение отношения, даваемое с помощью аксиоматического метода. Пусть имеется множество предметов А, В, С, D, … и между ними установлено отношение ’’превосходит”. Дадим определение термину ’’превосходит” так: 1) никакой объект не превосходит самого себя; 2) если А превосходит В, а В превосходит С, то А превосходит С.

Так как одни понятия определяются через другие, то невозможно строго определить все понятия: всегда останутся основные понятия, которые не определены. Если определять основное понятие через неосновные, то возникнет логический круг: "электрические заряды — частицы, создающие вокруг себя электрическое поле”, "электрическое поле — это поле, создаваемое электрическими зарядами”. Поэтому для введения понятий используют такие приемы, как описание или характеристика. Например, "слон — это массивное животное с хоботом”, "нейтрон — элементарная частица с массой 1,67 • 10-27 кг, не несущая электрический заряд”. Часто используют разъяснение понятия посредством примера. Так, учитель, вводя понятие "электрический заряд”, анализирует опыт с потертой о мех расческой, к которой притягиваются мелкие кусочки бумаги. При этом он говорит: расческа после трения о мех приобретает новое качество, которое называется электрическим зарядом. Или иначе, путем перечисления нескольких объектов, составляющих определяемое понятие: "животный мир — это рыбы, птицы, млекопитающие”, "металлами называются медь, железо, алюминий, ртуть и т.д.”.

Формирование понятий включает в себя следующие этапы:

1.   Учитель предъявляет учащимся различные объекты (явления), различающиеся по всем признакам, кроме существенных, или похожих по всем признакам, кроме существенных. Например, вводя понятие четырехугольники, учитель рисует ромб, квадрат, прямоугольник, параллелограмм, трапецию и т.д.

2.   Учащиеся проводят наблюдения объектов, выделяют их основные свойства, связи, отношения. Общее свойство четырехугольников

—            четыре угла. Общее свойство планет, — в том, что они связаны с Солнцем силами притяжения и вращаются вокруг него по орбитам.

3.   Учащиеся под руководством учителя сравнивают и сопоставляют существенные свойства, которые присущи объектам одной группы и (или) отличают их от объектов другой группы. Например, все щелочные металлы хорошо реагируют с водой. Звезды отличаются от других небесных тел тем, что они излучают свет.

4.   Учитель абстрагирует выделенные свойства и закрепляет их в термине, формулирует определение понятия.

5.   Учитель осуществляет обобщение понятия путем его применения к различным объектам.

Перечислим условия формирования понятий: 1) мотивация учащегося, его интерес к изучаемому вопросу; 2) наличие требуемых знаний и умений; 3) сообщение цели формирования понятия, указание круга задач, в которых оно используется; 4) направленность мышления на свойства объекта, многократные попытки и проверка результатов. Итак, чтобы в сознании школьников сформировать понятие, необходимо организовать такую учебно-познавательную деятельность, в ходе которой учащиеся анализировали бы объекты, выявляли бы их свойства и отношения. Следует также показать значение понятия для решения определенной совокупности задач.

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология