Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Индивидуальный подход к обучению

Индивидуальный подход к обучению учитель может рассказать

Учитель в своей деятельности должен исходить из того, что каждый человек — маленькая вселенная, уникальность которой обусловлена своим неповторимым набором хромосом и сугубо уникальным жизненным опытом. Люди не могут быть одинаковыми и не должны стремиться стать одинаковыми во всем. Человеческое общество существует, адаптируясь к непрерывно изменяющимся внешним условиям, благодаря тому, что все люди разные. Каждый ребенок имеет свой особый путь развития, невозможно найти двух абсолютно похожих учащихся с одинаковыми интересами, знаниями, интеллектуальным уровнем, жизненным опытом и т.д. Кто-то увлекается машинами и мечтает приобрести ретро автомобили, а кто-то просто собирает марки. Понятно, что следует учитывать индивидуальные особенности личности школьника с тем, чтобы выбирать наиболее эффективные методы обучения. В этом и состоит основная идея индивидуального подхода.

Очевидно, что учебно-познавательная деятельность различных учащихся также должна иметь что-то общее, обусловленное похожестью школьников (их взглядов, места проживания, языка и т.д.), едиными требованиями к учебному процессу, и что-то различное, связанное с индивидуальными особенностями каждого обучаемого. Учителю следует различать учащихся по их способностям, и предъявлять несколько различные требования, ставить различные задачи. Все понимают необходимость индивидуального подхода к учащемуся, но как это реализовать на практике в классе из 20 — 25 человек? Допустим, учитель проводит самостоятельную работу и вместо трех-четырех задач дает семь-восемь, среди которых имеются и простые задачи, и сложные. Школьники должны понимать, что за решение сложных задач они получат более высокую оценку. Сильные учащиеся попытаются решить сложные задачи, а слабые — простые. Учитель также может через некоторое время после начала работы подсказать школьникам метод решения, написать формулу, нарисовать рисунок. Эта подсказка поможет отстающим, — сильные учащиеся уже решили задачу без нее.

Определенные возможности индивидуализации обучения имеет метод проектов. Учащиеся, претендующие на высокую оценку за четверть или полугодие, выбирают тему проекта по данной дисциплине. Выполнение проекта предполагает поиск информации по соответствующей проблеме, теоретическое изучение явлений, анализ и объяснение фактов, законов, выполнение наблюдений и экспериментов, написание реферата, создание презентации и выступление с докладом, публикация проекта в Интернете. Учитель может сообщить учащимся список проектов с тем, чтобы каждый выбрал интересующую его тему. Подбирать темы надо так, чтобы учащиеся могли максимальным образом проявить себя и почти самостоятельно справиться с заданием. Поэтому надо учитывать возможности учащихся и их родителей, владение ими цифровой фотографией, компьютерными технологиями и т.д. Вряд ли разумно троечнику предлагать проект, требующий решения каких-то сложных математических задач, — учащийся может не справиться с этим.

a. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ. Важным условием обучения является наличие у учащегося положительной мотивации, то есть совокупности мотивов, определяющих его учебную деятельность. К внутренним мотивам относят интерес к знаниям, любознательность, потребность к активности, к получению новой информации, к самоутверждению и самовыражению, к развитию своей индивидуальности, к общественно ценным достижениям, стремление повысить культурный уровень, добиться успеха. Перечислим внешние мотивы, связанные с возможностью получить вознаграждение или избежать наказание: требования учителя, наказание и поощрение родителей, давление класса, ожидание будущих благ, достижение практически значимого результата.

В идеале деятельность школьника должна быть ориентирована на приобретение новых знаний, а не на получение высокой отметки. Только при наличии внутренней мотивации, когда целью учебной деятельности становится содержание образования, то есть школьник сам хочет что-то узнать, обучение становится результативным. Известный ученый-методист О.Ф. Кабардин говорил: «Как коня можно силой привести к реке, но нельзя заставить напиться, так и ученика можно заставить сидеть на уроке, но невозможно принудительно чему-то научить и развить его способности”.

Рассмотрим мотивы, заложенные в самой учебной деятельности. Мотивация содержанием учебного материала предполагает введение в рассказ учителя элементов занимательности, анализ ситуаций, встречающихся в повседневной жизни учащихся, убеждение школьников в личной значимости изучаемого материала, показ новизны рассматриваемых вопросов путем вывода неочевидных следствий, установление связей с другими областями знаний, сведение к основным принципам, демонстрация общекультурного или глобального значения изучаемых вопросов.

Мотивация процессом означает выбор учителем такой формы проведения занятия, при которой учащимся интересно заниматься изучением определенной проблемы. Учитель может создавать проблемные ситуации, проводить самостоятельные работы, организовывать учебные исследования, ролевые игры, конкурсы, олимпиады, конференции и т.д. Учащиеся, решая различные учебные задачи, получают возможность самовыразиться и самоутвердиться за счет своих знаний и интеллектуальных способностей.

Самоутверждение — одна из ведущих потребностей личности. Для повышения результативности обучения необходимо сделать так, чтобы учащийся: 1) осознавал свою потребность в самоутверждении и пути ее удовлетворения; 2) имел реальную возможность самоутвердиться, выполняя учебные задания. Психологи также выделяют потребность в самоактуализации, стремление человека добиться успеха, «быть тем, кем он может стать”, выбор из многих возможностей ” возможности роста” .

Как известно, на мотивы поведения влияют идеалы и убеждения личности. Под идеалом понимается некоторый образец поведения, существующий в сознании человека, к которому он стремится. Рассказывая на уроке о деятельности ученых, о великих открытиях, о личных качествах выдающихся исследователей, учитель формирует в сознании школьников некоторый идеал ученого- исследователя, способствующего научному прогрессу. При этом важно подчеркнуть, что все эти деятели науки были такими же людьми со своими проблемами и заблуждениями. Им пришлось преодолевать множество препятствий, учиться, работать, выполнять какие- то эксперименты, выдвигать гипотезы, опровергать авторитеты, бороться за признание своих теорий и т.д.

на уроке физики

Излагая новый материал, учитель может рассказать о затруднениях чисто технического характера, с которыми столкнулись ученые, решая ту или иную научную проблему. Школьникам, выполняющим лабораторную работу по изучению колебаний математического маятника, полезно знать, что впервые подобные опыты были выполнены Галилеем, который для измерения времени колебаний использовал биение своего сердца. При изучении радиоактивности учитель может рассказать о том, что Пьер Кюри и Мария Складовская-Кюри для того, чтобы выделить несколько грамм радия обработали тонны руды. Это потребовало несколько лет работы и привело к лучевой болезни.

Развитие учащегося сильно зависит от его убеждений, взглядов, устремлений, обуславливающих мотивационную направленность человека. Учитель может поощрять интерес школьника к своему предмету, разными способами воздействуя на эмоциональную сферу личности. Важно установить связь между формируемыми знаниями, умениями и тем, что субъективно значимо для конкретного школьника. Следует помнить, что развитие личности происходит в деятельности. Допустим, учащийся хочет проявить себя и получить хорошую оценку, учитель может предложить выступить с докладом, подготовить презентацию или просто решить задачу у доски. Наиболее активным учащимся можно поручить демонстрацию эксперимента, выступление на физическом вечере, участие на олимпиаде и т.д. Если десятиклассник Вася интересуется электроникой, учитель физики может дать задание, связанное с изучением полупроводниковых приборов. Учитель билогии узнал, что одиннадцатиклассница Маша хочет стать врачом, — пусть подготовит доклад о функционировании сердечно-сосудистой системы человека.

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология