Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Интеллект и его характеристики

Интеллект и его характеристики деятельность учащихся

 

Результаты обучения сильно зависят от уровня интеллектуального развития обучаемых. Что такое интеллект? Как его можно развивать? Что такое эвристическое мышление и чем оно отличается от логического? Как оценить интеллектуальный уровень учащегося? Что надо делать для развития творческих способностей?

Интеллект человека характеризуется его обучаемостью, то есть способностью к приобретению новых знаний и к продуктивному мышлению. Хорошая обучаемость означает высокий уровень обобщенности знаний, глубину и широту их применения, высокую скорость их усвоения и продвижения в учебе. Чем выше интеллект, тем в большей степени человек способен решать различные типы задач, в том числе и нестандартные задачи творческого характера. Речь идет о задачах в широком смысле слова: написание сочинения, перевод текста, рисование, исполнение музыкального произведения и т.д. Знания каждого человека образуют сложную систему, чем сложнее эта система, тем человек "умнее”. Другим показателем является уровень сформированности интеллектуальных умений, рациональных приемов умственной деятельности.

Согласно многофакторной теории интеллекта Терстоуна интеллект характеризуется следующими первичными способностями: способность оперировать пространственными отношениями, способность детализировать зрительные образы, вычислительные способности, понимание значения слов, беглость речи, память, способность к логическим рассуждениям. Психологи также выделяют следующие качества, присущие учащимся с высоким уровнем умственного развития: системность мышления, взаимосвязанность знаний, умение переносить знания на решение других задач, умение делать обобщения, выделять главное, экономичность мышления, самостоятельность и свернутость мыслительных операций, стремление к формализации знаний для получения ответа в результате небольшого числа мыслительных операций.

К основным видам интеллектуальной деятельности учащихся относятся: 1) наглядно-образная: оперирование образами объектов и явлений; 2) знаково-счетная: работа с формулами, числами, другими символами; 3) вербально-понятийная: рассуждение на уровне словесных понятий. На развитие интеллекта ребенка влияет образование. Известно, что у детей, не посещавших школу, происходит ранняя остановка умственного развития.

Способность человека к мыслительной деятельности характеризуется его уровнем интеллекта IQ. Его можно оценить объектив
ными методами, например, по умению решать различные задачи или с помощью тестирования. Хорошо известен тест IQ, составленный Г. Айзенком.

Важным качеством интеллектуально развитого человека является способность решать логические задачи. К ним относятся задачи следующих типов: 1) логический вывод следствия из исходных посылок; 2) нахождение всех исходных посылок, из которых следует утверждение; 3) доказательство некоторого утверждения; 4) выбор правильного ответа, удовлетворяющего нескольким логическим условиям; 5) проверка рассуждений, нахождение логической ошибки. Развитие этого умения происходит при проведении различных рассуждений на уроках математики, информатики, при игре в шахматы, шашки, при решении логических задач.

на уроке математики

Учитель может задать на дом следующую задачу: Представьте, что вы —узник, перед вами две двери, одна ведет на свободу, другая — к пропасти. У каждой двери сидит по одному стражнику: один из них всегда лжет, а другой всегда говорит правду. Кто из них кто, вам не известно. Как, задав лишь один вопрос одному из стражников, выбраться из тюрьмы? (Ответ: 1 вариант: указывая на одну из дверей: "Другой стражник сказал бы, что эта дверь ведет на свободу?" Ответ ”да” означает, что это дверь не ведет на свободу. 2 вариант: "Перед дверью, ведущей на свободу, сидит стражник, который всегда говорит правду?" Ответ "да" означает, что нужно войти в ту дверь, возле которой стоит разговаривавший с вами стражник.)

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология