Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Явное влияние на учащихся

Явное влияние на учащихся методы обучения

Анализируя процесс обучения, можно сказать, что учитель, опираясь на учебник, различные методические пособия, используя те или иные средства и методы обучения, оказывает на учащегося психологическое воздействие или влияние. В результате этого в сознании учащегося возникают какие-то психологические новообразования: образы изучаемых объектов, знания, умения и навыки.

Под влиянием в психологии понимают процесс и результат изменения одним человеком (инициатором) поведения другого человека (адресата, реципиента), его мировоззрения, знаний, намерений, оценок, мыслей, чувств и т.д. с помощью психологических средств. При обучении учитель изменяет индивидуальные качества личности учащегося (взгляды, установки, мотивы, состояние), сообщая при этом знания по изучаемому предмету, формируя соответствующие умения и навыки. При этом система учитель-ученик изначально асимметрична, так как учитель инициирует воздействие, у него есть возможность подготовиться к психологическому контакту (уроку). На практике всегда имеется обратная связь, — ученики также оказывают воздействие на учителя, который, стремясь оптимизировать процесс обучения, соответствующим образом изменяет методику.

Попытки учителя управлять группой учащихся часто встречают сопротивление со стороны последних. Не все школьники горят желанием учиться, изучать новую тему, писать самостоятельную работу, решать задачу и т.д. Психологи выделяют следующие виды влияния учителя на учащегося: убеждение, побуждение к подражанию, внушение, принуждение, заражение, просьба, завоевание симпатии, управление, манипуляция. При этом влияние может быть явным и скрытым. В первом случае акт влияния и преследуемые цели сообщаются учащемуся (адресату), во втором — скрываются от него.

Кстати, если Вам нужны мужские помпы, то рекомендую перейти по ссылке.

Итак, у учителя, как инициатора управляющего воздействия, есть два способа управления: 1) явное (открытое) управление: «сломить” сопротивление учащихся, заставить или убедительно предложить им выполнить навязываемое действие; 2) скрытое управление: замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не вызывало сопротивление учащихся. Некоторые педагоги утверждают, что учитель не должен заставлять учащихся, принуждая их выполнить то или иное действие. Действительно, опытный учитель не будет повышать голос или оказывать сильное психологическое давление, — в одном случае он потребует решить задачу, а в другом — создаст соответствующую ситуацию и предложит учащимся исследовать ту или иную проблему. Даже при отсутствии интереса учащиеся, сознавая свои обязанности и подчиняясь требованиям учителя и родителей, решат поставленные перед ними задачи.

Система образования такова, что учитель неизбежно вынужден использовать методы открытого управления, прямо указывая школьникам, что необходимо делать: открыть учебники, записать формулировку закона, выполнить то или иное упражнение, прочитать параграф, написать контрольную работу и т.д. Существует три вида словесных воздействий учителя на учащихся: 1) организующие (инструктирование, совет, подсказка и т.д.); 2) оценочные (похвала, осуждение и т.д.); 3) дисциплинирующие (замечание, повышение интонации и т.д.). При этом учащиеся, как правило понимают, что учитель управляет их учебной деятельностью и они должны ему подчиняться, в этом состоит их обязанность.

Как известно, на эффективность психологического воздействия влияют следующие факторы: 1) авторитет учителя, отношение адресата (ученика) к инициатору (учителю) и к характеру оказываемого воздействия; 2) эмоциональное состояние ученика;

3) доверие ученика учителю, отнесение его действий к безопасным и полезным; 4) аттракция (притяжение) ученика к учителю, его способность вызывать симпатию и доверие других людей, физическая привлекательность, совместная деятельность с учащимися; 5) наличие у учителя определенных преимуществ: должность, возраст, квалификация, способности, знания, различные умения.

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология