Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Эмпирические знания

Эмпирические знания урок физики

 Знания об объектах и происходящих с ними явлениях, полученные в результате чувственных ощущений человека с помощью наблюдения или эксперимента называются эмпирическими. Они образует основу научной картины мира, ее эмпирический базис. Не владея системой эмпирических знаний, то есть не представляя, какие именно объекты и явления существуют в природе, невозможно понять их сущность, построить правильную теоретическую модель окружающего мира.

Формирование у учащихся эмпирических знаний может осуществляться как средствами учебного эксперимента, так и в результате умозрительного изучения, при котором учитель описывает условия и результат опыта или наблюдения, не проводя его. При этом проводятся индуктивные умозаключения, используются различные методы установления причинно-следственной связи (методы сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков). Важным элементом методики является создание проблемной ситуации путем рассмотрения условий эксперимента и постановки вопроса: "Что при этом наблюдается?” или "Что произойдет, если … ?”

на уроке физики

Учитель может спросить: "Что будет наблюдаться при поднесении заряженной палочки к алюминиевой гильзе, подвешенной на нити?" или "Имеется последовательно соединенные резистор и амперметр, подключенные к источнику тока. Что произойдет при включении еще одного резистора параллельно первому?" "Как

изменятся показания электрометра, если цинковую пластину осветить ультрафиолетовым светом?” Формулировка такого вопроса позволяет уточнить условия опыта и сформулировать проблему. Вопрос может быть как чисто риторическим, так и требовать устного или письменного ответа школьников.

В процессе изучения естественных наук учитель рассматривает явления, встречающиеся в повседневной жизни и наблюдаемые человеком без специальных приборов: существование твердых тел, жидкостей и газов, различных веществ (воды, кислоты, железа и т.д.), различных растений, животных, факты смены дня и ночи, зимы и лета и т.д. В результате проведения учебных экспериментов и наблюдений учащиеся исследуют явления, которые невозможно пронаблюдать в повседневной жизни: различные химические реакции, электролиз, фотосинтез, работа трансформатора, фотоэффект и т.д. При этом система эмпирических знаний включает в себя факты существования объектов, явлений и функциональных зависимостей, рассматриваемых в данном курсе (физики, химии, биологии и т.д.), а также факты прикладного характера.

Эффективным методом формирования эмпирических знаний является метод учебных опытов и наблюдений. Учебный эксперимент с одной стороны является источником новых (фактуальных) знаний, а с другой — критерием правильности теории. Выполнение учебных опытов и наблюдений способствует развитию наблюдательности, то есть умения подмечать существенные, а в некоторых случаях малозаметные свойства изучаемых объектов и явлений. Учащиеся получают возможность самостоятельно провести экспериментальное исследование явления, установить факт, попытаться объяснить его, исходя из имеющихся представлений, понять сущность научного метода познания.

Структура фактуального (фактофиксирующего) положения такова: "Если [условия опыта], то [результат опыта]”. Поэтому знать факт — значит уметь по условию соответствующего опыта восстанавливать его результат. Если учащийся отвечает на вопрос типа "Что произойдет, если …[условия опыта]?”, то будем считать, что он знает факт существования того или иного объекта, явления, функциональной зависимости. Доказать факт — значит провести или описать эксперимент (наблюдение), из анализа которого вытекает истинность данного факта.

Методика изучения эмпирического закона требует создания проблемной ситуации путем постановки проблемы: "Опишите опыт, позволяющий исследовать зависимость [величины А] от [величины В].” Например: "Как экспериментально изучить зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити?” Или: "опишите опыт, позволяющий исследовать зависимость роста пшеницы от освещенности и влажности почвы”.

Эмпирические знания прикладного характера включают в себя знания о работе приборов (индикаторов и измерителей), о практических методах, о работе устройств, используемых в технике и в быту. Изучение несложных фактов прикладного характера можно осуществить, создав проблемную ситуацию, требующую изобретения того или иного прибора, метода или технологического процесса. При этом следует дать задание типа: ’’Предложите устройство (технологический процесс), позволяющее решить данную техническую задачу: [формулировка задачи]”. При изучении сложных приборов учитель сам описывает устройство прибора и формулирует проблему: ’’Как функционирует прибор? В чем суть технологического процесса?”

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология