Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Как улучшить запоминание

Как улучшить запоминание при подготовке к уроку

 Хорошо и надолго запоминается то, что: 1) можно увидеть, представить или вообразить; 2) включено в деятельность человека; 3) яркое, нестандартное и необычное, составляющее контраст с фоном; 4) логически связанно и образует систему с уже имеющимися знаниями; 5) отвечает актуальным, но не вполне реализованным потребностям человека; б) вызывает эмоции, переживания, касается личных интересов. Психологи отмечают, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий лучше запоминаются те, что связаны с преодолением препятствий (решением сложных задач). Таким образом, для того, чтобы запомнить нечто, необходимо его включить в свою деятельность, представить в ярком необычном виде, наполнить эмоциями, установить логические связи, укрупнить блоки запоминаемой информации, связать с личными потребностями, переживаниями и интересами.

Условие эффективного заучивания текста состоит в выделении из всей совокупности информации, поступающей к учащемуся, тех знаний, которые необходимо усвоить. Самое существенное учитель выделяет голосом, диктует учащимся для записи в тетрадь, показывая, что именно это определение, правило, этот закон или принцип, эта теорема имеет большое значение. В учебном тексте наиболее важные определения, формулировки и т.п. должны быть выделены жирным шрифтом или другим цветом так, чтобы они бросались в глаза. При подготовке к уроку (зачету, экзамену) рекомендуется составлять план-конспект учебного материала, выделяя в каждом абзаце главную мысль.

Другим важным моментом является наличие установки на заучивание. Известно, что восприятие информации без установки ее запомнить не приводит к запоминанию. В школе учитель создает ситуацию, в которой у ученика появляется желание выучить предлагаемый ему учебный материал. В некоторых случаях он прямо говорит, что вот эти вопросы необходимо понять и запомнить для усвоения последующих тем, написания контрольной работы, сдачи экзамена, поступления в институт и т.д. Во время самостоятельных занятий человек сам должен дать себе установку на запоминание соответствующей информации.

Как уже отмечалось, процесс обучения должен быть организован так, чтобы он опирался на возможно большее количество ярких фактов, эмоционально окрашенных образов, с которыми были бы связаны элементы учебного материала. В этом состоит метод образного опосредования. В идеале каждый урок должен быть чем-то необычным, содержать нечто новое для обучаемого. Учитель может рассказать о том, что он лично видел, делал, участвовал, сослаться на беседу с каким-либо знаменитым человеком, показать яркий опыт, запоминающийся фильм, редкую фотографию. Если он заставит класс расхохотаться, то это тоже запомнится надолго. Так, например, рассказывая о Лондоне, учительница английского языка может продемонстрировать слайды, фотографии, видеоклипы, попробовать разыграть со школьниками сценку и т.д. Конечно не следует учителю физики наряжаться Эйнштейном для того, чтобы провести обычный урок, — но при организации физического вечера этот прием может быть уместен.

То же самое относится к учебным текстам. Каждая страница учебника должна чем-то принципиально отличаться от других страниц, например, содержать фотографию ученого, схему экспериментальной установки, человека, животного, изображение какого-нибудь героя из мультфильма, различные пиктограммы, то есть включать в себя элементы опорного конспекта. Цветные изображения привлекают большее внимание и запоминаются лучше.

Большие возможности для создания ярких образов, связанных с изучаемым материалом, имеются и у учителей физики, химии, биологии. Дети надолго запомнят урок биологии, на котором учитель дал возможность с помощью микроскопа рассмотреть клетку. Учительница химии внесла в наполненный кислородом сосуд тлеющую лучину, значит она ярко вспыхнула, — кислород поддерживает горение! На уроке физики учитель направил пучок белого света на стеклянную призму, на экране получилась радужная полоска — спектр. "Произошло чудо!” — восклицает учитель. — "Белый пучок света, пройдя через прозрачную призму, разложился на семь цветов радуги. Чем это объясняется?”

Важным способом запоминания учебной информации является повторение. Оно может осуществляться про себя, вслух и сопровождаться написанием ключевых фраз, текста, выводом формул, выполнением определенных действий. Чем сильнее усваиваемая информация вовлечена в деятельность учащихся, тем лучше она запоминается. Поэтому рекомендуется при подготовке к уроку или экзамену вслух проговаривать формулировки, рисовать соответствующие рисунки, схемы, таблицы, записывать ключевые слова, формулы, составлять план и т.д.

Психологи утверждают, что сам информационный поток еще не означает, что передаваемые знания будут эффективно переработаны субъектом, так как это зависит от имеющихся у учащегося знаний.

На прочность запоминания влияют следующие факторы: 1) удобная организация (время, место); 2) установка на запоминание; 3) понятность и доступность сообщаемых фактов, законов, логических рассуждений; 4) эмоциональность; 5) возможность использования информации для решения теоретических и практических задач.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология