Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Логика и интуиция

Логика и интуиция процесс познания окружающего мира

Как известно, мышление и поведение человека во многих ситуациях определяется соответствующими алгоритмическими процедурами. Они могут иметь различную степень "жесткости”: в одних случаях человек выполняет заданную последовательность операций, действуя по определенному алгоритму, а в других — его поведение носит случайный, недетерминированный характер, сопровождающийся труднопредсказуемыми актами "свободного выбора”. Эти две крайности соответствуют алгоритмическому и эвристическому методам решения задачи, логическому и интуитивному подходам к построению теории, формальному и творческому мышлению, строгому доказательству правильности утверждения и озарению, приводящему к открытию истины. На практике часто реализуются промежуточные варианты, когда интеллектуальная деятельность осуществляется в соответствии с некоторым вероятностным алгоритмом, включающим в себя как регулярные процедуры, так и алогичные скачки.

Различают два вида мышления: логическое и интуитивное. Логическое мышление требует анализа фактов, установления причинно-следственных связей, проведения рассуждений, соответствующих законам логики. Интуитивное мышление проявляется в способности непосредственного постижения истины без каких-либо обоснований, доказательств и предварительных логических рассуждений. Оно осуществляется в виде иррациональных скачков, переходов от старого знания к новому с пропуском нескольких этапов, при которых разрывается жесткий круг логических рассуждений. Интуиция на основе свернутых умозаключений как бы подсказывает готовый ответ, или способ решения задачи: выбор идеализации явления, построение математической модели, исследование частных и предельных случаев.

Известно, что интуитивному скачку предшествует "подготовка”, то есть осознанное изучение вопроса. После этого происходит его вытеснение в подсознание, человек может вообще забыть о нем, неосознаваемые образы трансформируются в неявное знание. В результате озарения это неявное знание (результат неосознанных умозаключений) превращается в теоретическое знание, выражаемое в виде понятий, суждений, математических символов. Интуиция связана с воображением, она скрыта в подсознании и не поддается алгоритмизации: человек осознает только исходные данные и результаты.

Учитель может рассказать учащимся о роли логики и интуиции в процессе познания окружающего мира. Большое число задач решаются с помощью чисто логических рассуждений, вместе с тем существуют проблемы, анализ которых требует интуитивного скачка. Например, доказательство теоремы Пифагора начинается с дополнительного построения: из вершины прямого угла на гипотенузу опускают перпендикуляр. Это интуитивный шаг, — он не следует из условия задачи. Все последующие рассуждения о подобии трех треугольников, отношении соответствующих сторон, а также математические преобразования подчиняются законам логики. В математике существует довольно много задач, решение которых невозможно без интуиции и требует использования дополнительных построений, каких-то преобразований, необходимость которых логически не следует из условия задачи. Эти теоретически не обоснованные способы, уменьшающие количество переборов при поиске оптимального решения называются эвристиками.

Таким образом, доказательство практически любой теоремы, решение любой задачи требует интуитивного мышления. Доказываемое утверждение предшествует собственно доказательству и учащийся должен выбрать ход рассуждений, догадаться, какие дополнительные построения следует выполнить, какие теоремы использовать и т.д. Интуитивный стиль мышления проявляется в том, что ученик способен быстро усматривать правильный способ решения новой задачи, получать ответ, который он логически не обосновал. К эвристикам относятся методы "проб и ошибок”, "научного тыка”, "самого крутого подъема” и т.д.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология