Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Методологические знания

Методологические знания формирования научных знаний

Методология науки содержит предписания, касающиеся способов различения субъекта и объекта познания, приемов мышления, методов и средств эмпирического и теоретического познания, оценки возможностей практики в познании. Учащиеся должны не только знать факты и теоретические положения, но и иметь представления о методах эмпирического и теоретического познания, использованных для их установления. К эмпирическим методам относятся наблюдение, описание, измерение, эксперимент; к теоретическим — методы анализа, синтеза, индукции и дедукции, идеализации и формализации, мысленный эксперимент, аксиоматический метод, гипотетико- дедуктивный метод, исторический и логический методы.

Важнейшей чертой правильно организованного естественно-научного образования является его предметность, связь с реальным миром. Эта связь проявляется в том, что при изучении различных объектов, явлений, величин, зависимостей, учащийся знакомится с методами их измерения, наблюдения и регистрации. В этом принципиальное отличие науки от лженаучных теорий: рассматриваемые объекты, явления, законы, величины, можно обнаружить, зарегистрировать или измерить объективными методами. Поэтому при формировании научных знаний важно не только описать новый объект, явление, функциональную зависимость, но и рассмотреть метод его обнаружения, экспериментального изучения или измерения. Недостаточно просто знать о существовании некоторого объекта, например, электрона, — необходимо понимать в каких явлениях он себя проявляет, владеть экспериментальным методом его обнаружения и изучения.

Однако многие объекты, такие как электрическое и магнитное поля, молекулы, атомы, не оказывают непосредственного воздействия на органы чувств человека. Для их регистрации необходим индикатор, а для определения количественной характеристики изучаемой величины используют измеритель. Понятно, что до перед использованием измерительного прибора его необходимо отградуировать.

 на уроке физики

Обсуждая методы измерения плотности жидкости с помощью ареометра или силы тока с помощью амперметра, учитель рассказывает, что в этих случаях измеряемая величина сводится к изменению другой величины, легко регистрируемой человеком, например, к смещению стрелки. Так изменения силы тока вызывают соответствующие изменения угла поворота стрелки амперметра на угол, величина которого определяется с помощью шкалы. При этом учащиеся должны понимать, что любой процесс измерения величины или регистрации явления состоит во взаимодействии исследуемого объекта с измерительным прибором, в результате чего, с одной стороны, исследуемый объект действует на прибор, а с другой стороны, прибор влияет на изучаемое явление. Поэтому при проведении демонстрационных и лабораторных экспериментов учитель должен объяснять необходимость использования таких приборов и методов измерений, которые как можно меньше влияют на исследуемый процесс.

Например, при измерении температуры тела, следует использовать термометр или термодатчик, теплоемкость которого много меньше телоемкости тела, в противном случае на результатах измерения скажется теплообмен между телом и термодатчиком. Для измерения заряда или потенциала заряженного проводника емкостью С необходимо использовать электрометр, емкость которого много меньше С. Включение вольтметра или амперметра в цепь не должно вносить сколько-нибудь существенных изменений в режим ее работы, поэтому сопротивление вольтметра, включаемого параллельно, должно быть во много раз больше, а сопротивление амперметра, включаемого последовательно, — во много раз меньше сопротивления исследуемого участка цепи.

Влияние процедуры измерения на состояние системы особенно велико при исследовании объектов микромира, которые соизмеримы с размерами атома. Используемые приборы при этом преобразуют микроэффекты в макроэффекты, воспринимаемые органами чувств. Процесс измерения состоит во взаимодействии микрообъекта с прибором и сопровождается изменением состояния микрообъекта: нельзя измерить скорость микрочастицы, не изменив ее. Все существующие методы, основанные на использовании толстослойных фотоэмульсий, камеры Вильсона, пузырьковой камеры Глейзера, приводят к тому, что после измерения скорости ее величина изменяется. Из принципа неопределенностей следует принципиальная невозможность абсолютно точного измерения всех физических величин, характеризующих микрообъект. В частности невозможно сколь угодно точно определить координату х микрочастицы и проекцию рх ее импульса на ось х, энергию квантовой системы Е и время dt ее нахождения в этом состоянии.

Учитель на примере проводимых им учебных экспериментов формирует у учащихся понимание логики установления обобщенного факта, состоящей в причинном анализе и обобщении результатов опытов и формулировке соответствующего фактуального положения. Допустим, выполняют эксперимент, результаты которого фиксируются так: ’’При создании условий эксперимента. Ух наблюдается результат Pi”. Для установления обобщенного факта или эмпирического закона проводят ряд наблюдений или экспериментов при различных условиях У2, Уз, … Уn, аналогичных Ух, фиксируя результаты Р2, Рз, … Рдг, аналогичные Pi. Эмпирические данные обрабатывают и обобщают, формулируя общее положение, относящееся ко всевозможным условиям У и имеющее вид научного закона.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология