Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Методы обучения

Методы обучения деятельность учащихся

Как известно, дидактика определяет цели обучения, содержание и методы обучения, таким образом отвечая на на вопросы: Для чего учить? Чему учить? и Как учить? Методами обучения называются способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, связанной с достижением дидактических целей и решением познавательных задач, приводящие к формированию знаний, умений и навыков. Они позволяют решать следующие задачи: сообщение и разъяснение учебного материала с целью его восприятия и запоминания, закрепление полученных знаний, умений и навыков, их применение на практике.

Методы обучения можно классифицировать разными способами: 1) по источнику получения знаний: словесные, наглядные и практические методы; 2) по дидактическим целям: методы приобретения, формирования, закрепления, применения и проверки знаний, умений и навыков; 3) по уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы, приводящие к осознанному восприятию, запоминанию и воспроизведению; проблемные, эвристические и исследовательские методы обучения творческому применению знаний в нестандартных ситуациях.

В педагогической практике наиболее часто используются методы устного изложения, обсуждения, демонстрации, упражнения, убеждения, самостоятельной работы. Метод устного изложения используется при проведении лекций на заданную тему, объяснении изучаемого материала, инструктировании учащихся перед лабораторной работой. Учитель воздействует на учащихся, а те его слушают, следят за ходом рассуждений, запоминают и записывают важные мысли в ежедневники. Применение метода обсуждения предполагает проведение беседы, в ходе которой учитель и учащийся обмениваются своими мнениями по анализируемой проблеме. Допустим, учитель изложил основные положения какой-то теории, познакомил учащихся с результатами опытов или наблюдений, объяснил устройство того или иного прибора и сформулировал проблему. Учащиеся могут высказывать свои предположения, идеи, предлагать технические решения.

Метод демонстрации требует показа учащимся тех или иных объектов и явлений с целью их изучения. Учитель может вместе с учащимися выполнить наблюдение (например, солнечного затмения), продемонстрировать эксперимент (фотоэффект), учебный видеофильм (о животном мире), фотографии, полученные учеными (планеты Сатурн), показать работу компьютерной программы. Все это оказывает на учащихся большое эмоциональное воздействие, активизирует мыслительную деятельность, приводит к повышению интереса. При использовании метода упражнения школьник многократно повторяет последовательность умственных или практических действий, добиваясь формирования, закрепления и совершенствования навыков или умений. Выполняемые задания должны быть разнообразными и соответствовать возможностям учащихся. Выполнение упражнений воспитывает настойчивость, укрепляет волю обучаемых. Оно обязательно при изучении математики, физики, химии, языков, при овладении практическими действиями.

Метод убеждения используется для формирования научного мировоззрения, убежденности в истинности изучаемых теорий. При этом учитель обращается к уму, логике и личному опыту школьника, объясняет различные явления, доказывает или опровергает те или иные утверждения, ссылаясь на факты, общечеловеческую практику. Метод самостоятельной работы предполагает индивидуальную активность учащихся при закреплении приобретенных знаний, умений и навыков, а также при подготовке к занятиям. Для того, чтобы ее эффективность была выше, задания учителя должны носить творческий характер, перекликаться с изучаемыми на уроке вопросами и повседневным опытом учащегося, учитывать его индивидуальные особенности, оцениваться после выполнения.

В процессе обучения учитель также использует воспитательные методы поощрения и принуждения. Метод поощрения предполагает внешнее активное стимулирование и побуждение обучаемого к активной учебной деятельности. Учитель при всем классе признает успехи конкретных учащихся, обращает внимание на их результаты, призывает следовать их примеру. Это приводит к появлению положительных эмоций, создает здоровый психологический климат, способствует повышению активности всего класса. Поощрение должно быть обоснованным, справедливым своевременным и гласным.

Метод принуждения обычно используется, когда другие методы и средства не привели к положительному результату или обстоятельства требуют изменить поведение учащегося. Он состоит в том, что учитель предъявляет учащимся требования в категоричной форме. Они должны быть разумными и обоснованными; необходимо объяснить учащимся, что и почему от них требуется.

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология