Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Обоснование и объяснение

Одной из функций науки о природе является объяснение происходящих вокруг нас явлений. Необходимо не просто сообщить учащимся совокупность каких-то разрозненных фактов, положений, законов, а построить научную картину мира, то есть целостную систему, в которой эти элементы научного знания будут взаимосвязаны. Эта связь выражается в том, что результаты экспериментов объясняются теоретическими рассуждениями, а теория обосновывается фактами.

Таким образом, будем считать, что у учащихся сформирована система научных знаний, если они: 1) знают факты и методы их установления; 2) владеют теорией; 3) умеют, исходя из теории, объяснять факты; 4) умеют с помощью фактов обосновывать теоретические положения. Альтернативой является догматический метод изучения дисциплины, в ходе которого учитель просто сообщает учащимся разрозненные факты и положения, не пытаясь связать их в единую систему.

Объяснением называется логическая процедура обоснования объясняемого утверждения путем его соотнесения с известными принципами и законами. При этом под обоснованием понимается мыслительная процедура, состоящая в применении определенных правил для нахождения логического основания некоторого положения. Объяснение состоит в раскрытии сущности объекта познания, осуществляемом путем постижения законов природы. Объяснение требует описания объекта и анализ его связей и отношений с другими объектами.

Объяснение способствует развитию логического мышления и формированию научного мировоззрения. Никто не ставит под сомнение необходимость объяснения изучаемых вопросов разными способами,

—    только так можно достичь полного понимания. Известна шутка про учителя, который, придя с урока сказал: ”Я им десять раз все объяснил, уже сам все понял, а они ничего понять не могут!”

Существуют различные виды логического объяснения: дедуктивное, индуктивное и по аналогии. Дедуктивное объяснение подразделяется на причинное, функциональное и генетическое. По характеру объясняемого объекта различают объяснение факта и объяснение закона. Причинное объяснение явлений предусматривает раскрытие причинных связей. Например, при рассмотрении электролиза учитель рассказывает о полярных молекулах воды, диссоциации и рекомбинации ионов, их движении к катоду и аноду, выделении вещества на электродах, вывести формулу Фарадея и т.д.

Примерами функционального объяснения является объяснение работы двигателя внутреннего сгорания, функционирования установки для получения ацетилена из метана, работа сердечно-сосудистой системы человека и т.д. В ботанике, зоологии, биологии и химии часто используются генетические объяснения. Например, факт существования у человека позвоночника объясняется тем, что древние люди произошли от обезьян, а у них как и у остальных млекопитающих имеется позвоночник. В математике используется дедуктивное объяснение, предполагающее переход от общих утверждений к частным; оно называется доказательством.

Перечислим ситуации, требующие проведения объяснения:

1.         Объяснение факта (результата опыта). Учитель сообщает условия и результат опыта и предлагает учащимся дать объяснение наблюдаемому явлению. Учащиеся для правильного ответа должны перебрать известные им теоретические положения, выбрать соответствующие данной физической ситуации, вывести из них следствия и соотнести их С результатами опыта. Учитель: Если заряженную эбонитовую палочку поднести к стержню электрометра, но не коснуться его, то стрелка прибора отклонится. Почему это происходит? Ученик: Наблюдаемое отклонение стрелки объясняется тем, что свободные электроны в стержне электрометра отталкиваются от отрицательно заряженной эбонитовой палочки и переходят в нижнюю его часть. В результате стержень и стрелка заряжаются отрицательно, и отталкиваются друг от друга, стрелка отклоняется.

2.        Предсказание результата эксперимента и его объяснение. Учитель описывает условия эксперимента, предлагая предсказать его результат. Учащийся либо проводит дедуктивные рассуждения опираясь на соответствующую теорию, либо вспоминает опыт, аналогичный предложенному, и исходя из этого, описывает результат эксперимента. Цинковую пластинку установили на стержне электрометра и с помощью эбонитовой палочки зарядили отрицательно. Учитель: Что произойдет при освещении цинковой пластинки ультрафиолетовым светом? Ученик:

Стрелка электрометра, отклонившаяся при заряде пластины, вернется в исходное вертикальное положение. Это объясняется тем, что фотоны выбивают с поверхности цинка электроны, отрицательный заряд пластины уменьшается.

3.        Индуктивное обоснование теоретического положения фактами. Учитель формулирует утверждение, которое необходимо доказать или опровергнуть. Учащиеся, используя известные факты, доказывают истинность теоретического положения. Учитель: Докажите эволюцию животного мира. Учащийся: То, что животный мир эволюционировал подтверждается следующими группами фактов: 1. Палеонтологи обнаружили ископаемые переходные формы древних растений и животных, связывающие различные группы организмов. 2. Установлено, что органы животных и организмы имеют сходное строение. 3. Животные имеют рудименты и аттавизмы. 4. Зародышевое развитие всех позвоночных имеет похожие стадии.

4.       Дедуктивное объяснение теоретического положения.

Учитель формулирует теоретическое положение, а учащиеся доказывают его, ссылаясь на какие-то более общие утверждения, путем проведения дедуктивных рассуждений. Учитель: Докажите, что величина внешнего угла треугольника равна сумме двух других углов несмежных с ним. Учащийся выполняет построения и, пользуясь теоремами о равенстве вертикальных углов и углов с параллельными сторонами, доказывает эту теорему.

Большие возможности для использования этих методов открываются на уроках физики при изучении строения атома, природы света, корпускулярно-волнового дуализма микрочастиц, классической и релятивистской механики. Формирование научных знаний учащихся может быть осуществлено двумя способами: 1) получение следствий из изученной теории и рассмотрение методов их экспериментальной проверки; 2) изучение фактов, необъясняемых известной учащимся теорией, и построение новой теории, объясняющей эти факты. В обоих случаях следует акцентировать внимание учащихся на противоречии между эмпирическими и теоретическими знаниями, являющимся движущей силой развития науки.

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология