Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Познавательный интерес

Познавательный интерес урок биологии

Как показывают исследования психологов, одним из важных факторов, отрицательно влияющих на результаты обучения, является отсутствие интереса школьников к предмету. Познавательный интерес — важнейший стимул к познанию нового, приводящий к активизации восприятия, внимания, памяти, воображения, мыслительной деятельности. Основными источниками развития интереса к учению являются содержание изучаемой дисциплины и методы ведения урока. Существенное значение имеет как форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, так и содержание изучаемого материала. Другим фактором, влияющим на интерес учащегося к изучаемой проблеме, является степень ее соответствия интересам и целям индивида. Если десятиклассница Марина решила поступать в медицинский вуз, то к урокам биологии и химии она будет относиться с большей заинтересованностью и ответственностью, чем ее одноклассник Коля, планирующий стать программистом.

на уроке труда

На уроке труда можно поговорить про амортизаторы Kayaba Gas-A-Just, их устройство и надежность.

на уроке биологии

Для повышения интереса учитель при рассмотрении бинокулярного зрения предлагает учащимся выполнить следующий опыт. Каждый учащийся из листа бумаги сворачивает трубку диаметром 2 — 3 см и подносит ее к правому глазу, а напротив левого глаза возле трубки располагают левую ладонь. Если смотреть обоими глазами вдаль, то человеку кажется, что в ладони имеется отверстие. Опыт показывает, что человек видит каждым глазом по отдельности, а в мозгу происходит наложение изображений.

Можно показать школьникам способ измерения времени реакции tp человека с помощью линейки. Испытуемый кладет руку на края стола, раздвинув большой и указательный пальцы на расстояние 5-10 мм. Другой человек помещает в пространство между пальцами линейку и неожиданно для испытуемого отпускает ее. Задача испытуемого, не отрывая руку от стола, поймать линейку сразу, как только она начнет падать. Понятно, что он не может среагировать мгновенно; за время tp линейка успевает опуститься на S = 17 — 20 см. Линейка падает с ускорением g = 9,8 м/с2, время реакции вычисляют по формуле S = gt2/2, оно составляет около 0,2 с.

Перечислим основные стимулы развития интереса к содержанию предмета: 1) новизна приобретаемых знаний, принципов, законов, теоретических построений; 2) новизна подхода к известному вопросу; 3) важность приобретаемых знаний, их значимость для учащихся; 4) рассмотрение исторических фактов развития науки; 5) рассмотрение современных достижений науки и техники. На появление и развитие познавательного интереса могут влиять различные факторы, связанные с особенностями преподавания дисциплины, содержанием учебного материала, качеством его изложения в учебнике, степенью сформированности у учащихся умения самостоятельно приобретать знания и использовать их на практике, личности учителя.

Интерес к естественно-научным дисциплинам может быть обусловлен логической стройностью теорий, возможностью обоснования важнейших научных положений с помощью самостоятельных наблюдений и экспериментов, объяснения известных и предсказание неизвестных явлений природы, использования знаний на практике, необычностью и парадоксальностью некоторых выводов науки. Эффективным способом повышения интереса к предмету является решение задач творческого характера, приводящих к нестандартному решению теоретической проблемы, «открытию” новых явлений, законов природы, созданию оригинального устройства или объяснение работы того или иного прибора.

Еще одним способом воспитания интереса является показ фокусов, то есть опытов, в котором важный элемент демонстрации (какой-нибудь прибор, действие учителя) намеренно скрывается от учеников. В результате у них не формируются правильные представления об условиях эксперимента и это приводит к ошибочному предсказанию его результата, в чем учащиеся тут же убеждаются. Возникающая проблемная ситуация способствует выдвижению каких-то оригинальных гипотез и объяснений. Учитель повторяет фокус, учащиеся внимательно следят за его действиями, предлагают что-то изменить, сделать иначе. Часто интерес подогревается желанием школьников поймать учителя на «обмане” и таким образом самоутвердиться перед сверстниками.

При этом большое значение имеет активность и самостоятельность учащихся. Пусть они сами выполнят опыт, проанализируют факты, сделают выводы, предложат объяснение, сформулируют собственное отношение к изучаемому вопросу. За работу школьник должен быть поощрен высокой оценкой, о чем учитель сообщает всему классу. Это подкрепляет интерес учащегося к предмету и к учителю, способствует повышению активности всего класса.

Особый интерес у учащихся вызывают утверждения, ” противоречащие” общепринятым представлениям, ”ошибочные” рассуждения, ”неудавшиеся” опыты, ”опровергающие” известные теории. Учителю часто приходится указывать на недостатки в работе учащихся, и поэтому они обычно испытывают радость, когда у учителя что-то получается не так. Учитель может специально запутать учащихся и подвести их к неправильному выводу, а затем на том же уроке показать, что рассуждения содержат ошибку. Например: после изучения второго закона Ньютона учащиеся знают, что ускорение тела прямо пропорционально действующей силе. Но чем больше масса тела, тем больше действующая на него сила тяжести. Получается, что тяжелые тела должны падать с большим ускорением, чем легкие! Проведя такие рассуждения, учитель сообщает учащимся, что все тела падают с одним и тем же ускорением свободного падения д = 9, 8 м/с2. Итак, сделанный вывод противоречит результатам эксперимента и, следовательно, является ошибочным. Дело в том, что ускорение тела прямо пропорционально силе и обратно пропорционально массе тела: а = F/m.

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология