Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Принципы обучения

Принципы обучения учебные опыты и наблюдения

 Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника, около десятка хорошистов и много (порой кажется, что слишком много) троечников. Они любят играть в футбол, рисовать, петь, плясать, то есть делать все, кроме химии (биологии, фи- 14 зики, географии). Что делать? Как обучить школьников химии, если они хотят в кино? Почему учащиеся должны читать учебник, когда им хочется поиграть на компьютере? Как вообще должен быть организован учебный процесс? А завуч требует, чтобы обучение соответствовало государственному стандарту! А как воплотить в жизнь призывы директора школы о необходимости повышения успеваемости? Возможно ли вообще построить в сознании учащихся научную картину мира, как того требует учебная программа?

Молодой учитель вспоминает принципы обучения, которые он когда-то изучал в педагогическом институте. Вот они: 1. Принцип научности: учебная дисциплина должна соответствовать изучаемой науке, являться ее упрощенным вариантом, адаптированным для обучения. Рассматриваемые на уроке факты, законы, теории, методы познания должны быть научными. 2. Принцип последовательности и систематичности: учебный материал должен усваиваться учащимися в определенной системе, последовательности и логической связи, которые соответствуют закономерностям изучаемой науки и методам научного познания. 3. Принцип связи теории и практики: обучение должно быть организовано так, чтобы теоретические и эмпирические знания образовывали бы систему взаимосвязанных элементов. 4. Принцип сознательности, самостоятельности и активности: учебная деятельность должна опираться на сознательные и самостоятельные действия учащихся, направленные на активное приобретение знаний, формирование умений и навыков. 5. Принцип единства конкретного и абстрактного: изучаемые абстрактные утверждения должны быть логически связаны с конкретными объектами и явлениями, научными фактами, экспериментами, наблюдениями. 6. Принцип наглядности: для более глубокого усвоения и прочного запоминания изучаемого материала следует использовать наглядные методы обучения: учебные опыты и наблюдения, экспонаты, фильмы, плакаты с рисунками и т.д. 7. Принцип доступности при достаточном уровне его трудности: сложность изучаемого материала должна соответствовать способностям учащихся, так чтобы их развитие происходило с оптимальной скоростью. 8. Принцип продуктивности и надежности обучения: обучение должно приводить к усвоению определенной суммы знаний и ее запоминанию на достаточно большой промежуток времени. 9. Принцип единства учебной и обучающей деятельности: учебный процесс — взаимосвязанная и согласованная деятельность учителя и учащегося. 10. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых: содержание и методы обучения должны отвечать возрасту и индивидуальным способностям школьников. 11. Принцип индивидуального и группового подхода: необходимо обучать школьников согласованным совместным действиям, формировать положительный психологический климат.

Любой учитель-практик скажет, что невозможно реализовать в полной мере перечисленные принципы в реальном учебном процессе. Ну не удастся сделать так, чтобы все теоретические положения были бы подтверждены экспериментально, чтобы совокупность сообщаемых учителем элементов учебного материала образовывала бы в сознании всех школьников стройную систему, чтобы все учащиеся сознательно приобретали знания и надолго запоминали бы их. Да, идеал недостижим. Но если прочитать и обдумать принципы обучения, то становится понятно, к чему следует стремиться.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология