Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Проблемное обучение

Проблемное обучение деятельность учащихся

 Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление которого требует определенных усилий, интеллектуального напряжения. Обучение, предполагающее создание проблемных ситуаций и их разрешение в ходе совместной деятельности учителя и учащихся, называется проблемным. Оно возникло в противовес зубрежке не до конца осознанного материала, запоминания без полного понимания.

Если при традиционном обучении учитель сообщает учащимся готовые знания, то проблемное обучение предполагает такую организацию деятельности учащихся, при которой они приобретают новые знания посредством решения теоретических и практических проблем в создаваемых учителем проблемных ситуациях. В основе проблемных ситуаций лежит противоречие между традиционным способом решения подобных задач и необходимостью найти оригинальное решение, выход из нестандартной ситуации. Учащийся решает задачи на границе своих возможностей, требующие активизации интеллектуальных способностей и составляющие "зону ближайшего развития” (Л. С. Выготский). У него активизируется перцептивная (связанная с восприятием) и мыслительная деятельность, усиливается мотивация, прививаются навыки исследовательской аналитико-синтетической деятельности учащихся, формируются основные черты научного мышления.

Перечислим этапы проблемного обучения: создание проблемной ситуации, ее анализ и формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, решение проблемы и его проверка. В идеале учитель ставит проблему, а учащийся самостоятельно анализирует ее, выдвигает гипотезу, принимает решение. При организации проблемной ситуации учитель должен, учитывая познавательные потребности и мотивы школьников, их интеллектуальные возможности, создать некоторое противоречие между имеющимися у учащихся знаниями и информацией, требующейся для решения проблемы.

На уроке физики.

Перед изучением поляризации света и поперечности световых волн учитель, чтобы заинтересовать учащихся, показывает опыт с источником света и двумя поляроидами, при вращении которых изменяется освещенность экрана. При этом он ставит проблему: Почему так происходит? Чем это объясняется? Учащиеся, пытаясь ответить на эти вопросы, обнаруживают, что им не хватает имеющихся знаний. Возникает проблемная ситуация. Чтобы ее разрешить, учитель рассказывает о поперечности световых волн, вводит понятия ”естественный свет", ”поляризованный свет”, "поляризатор”, и вместе с учащимися объясняет результаты эксперимента.

В некоторых случаях могут быть известны и начальное состояние системы, и конечный результат; оптимальный путь решения должен быть найден эвристическим методом. Например, учитель информатики дает задание создать алгоритм или написать программу, которая упорядочивала бы заданный числовой массив, располагая его элементы по возрастанию. Учащиеся, впервые столкнувшись с этой проблемой, предлагают различные способы ее разрешения и вместе с учителем выбирают наиболее подходящий.

Преимущества проблемного обучения: самостоятельность учащихся формирует личностную мотивацию, познавательные интересы, приводит к трансформации знаний в убеждения, развивает мыслительные способности, диалектическое мышление. К недостаткам относятся: большие временные затраты на изучение учебного материала; невысокая эффективность при формировании практических умений и навыков, осуществляемом путем подражания учителю; низкая результативность при усвоении новых тем, в которых не может быть использована опора на прежний опыт, а также при изучении сложных вопросов, когда требуются объяснения учителя, а самостоятельный поиск школьников не приводит к результатам.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология