Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Простота и доказательность

Простота и доказательность опыты и наблюдения

 Одним из отличительных принципов научного знания является принцип простоты. Научная картина мира, возникающая в сознании учащихся, должна опираться на конечный набор идей, принципов, аксиом (постулатов). Чем меньше предположений и чем больше следствий имеет теория, тем она сильнее и совершеннее. Примером такой теории является евклидова геометрия: в ее основе лежат пять знаменитых постулатов Евклида, из которых выводятся сотни следствий.

Важным качеством научного мышления является доказательность рассуждений. Согласно принципу достаточного основания, любое утверждение должно быть обосновано, то есть доказано. Часто при обучении ложные суждения ошибочно полагаются истинными, и наоборот. Избежать этого помогает следующая установка: любое истинное утверждение должно на что-то опираться, иметь достаточное основание, чтобы считаться истиной. Различают два вида доказательства истинности: 1) дедуктивное, подтверждающее, что из данных аксиом или постулатов с необходимостью следует доказываемое утверждение (применяется в математике); 2) индуктивное, предусматривающее проведение опыта, выполнение наблюдения, установление факта, подтверждающего справедливость проверяемого тезиса (применяется в физике, химии и т.д.).

Различают два вида доказательства: 1) непосредственное, состоящее в соотнесении доказываемого тезиса с результатами опытов и наблюдений; 2) опосредованное, предполагающее сопоставление тезиса с другими утверждениями, истинность которых доказана. Так как в конечном счете критерием правильности любого суждения является практика, то и во втором случае фактически осуществляется соотнесение доказываемого тезиса с результатами наблюдений или экспериментов. Непосредственному подтверждению, как правило, поддаются факты существования объектов, явлений и зависимостей между характеризующими их величинами. Опосредованное доказательство применяют для обоснования гипотезы, принципа, теории. При этом из доказываемого утверждения выводят следствия, формулируемые в виде конкретных силлогизмов, поддающихся опытной проверке, и затем их экспериментально доказывают.

Критерием истинности любой теории являются степень ее соответствия научным фактам. Учитель должен ссылаться на фундаментальные эксперименты и наблюдения, позволившие открыть те или иные объекты, явления и законы природы, проверить правильность теоретических рассуждений. Большую доказательную силу имеют факты, установленные учащимися в ходе учебного эксперимента или наблюдения. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ни какой авторитет учителя не перевесит реального опыта, который пронаблюдал или выполнил школьник. Проводя эксперимент, учитель и учащиеся как бы задают вопросы природе и получает на них определенные ответы. Результат опыта должен быть однозначным, и не допускать двусмысленного толкования: получающиеся факто-фиксирующие суждения либо подтверждают рассматриваемую теорию, либо противоречат ей. Например, при изучении взаимодействия проводника с током и постоянного магнита учитель показывает известный опыт и с его помощью обосновывает правило левой руки, связывающее направления тока, индукции магнитного поля и силы Ампера.

Учителю при обсуждении взглядов великих ученых, следует показывать их заблуждения. В этом случае у учащихся формируется такая черта научного мышления, как антиавторитарность: они начинают осознавать, что ссылки на авторитеты известных мыслителей не имеют доказательной силы. В то же время надо понимать, что если ученые придерживались тех или иных взглядов, то на это были объективные причины. Многие ошибочные теории содержат что-то рациональное, позволившее на их основе построить более правильные теории.

На уроке учитель, как правило, оказывается прав, его точка зрения аргументирована, он знает больше учащихся. Поэтому у школьников возникает желание поставить его в тупик, найти ошибку в рассуждениях. Зная это, учитель может специально »запутаться» и прийти к неверному результату, неправильному предсказанию опыта, просто в чем-то «ошибиться». Ведь даже великие ученые бывают неправы! Понятно, что в конце концов учителю следует изложить правильное решение проблемы. В других случаях он с самого начала сообщает учащимся об ошибке и предлагает исправить ее. Например, учительница математики записывает на доске три высказывания: 2 + (3 — 1) • 4 = 10, 8 — (2 + 1) • 2 = 3, (2 + 3) • 3 — 6 = 9, и предлагает школьникам найти ложное.

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология