Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Психологические факторы учения

Психологические факторы учения формирование умений и навыков

 Известно, что все психические явления определяются порождающими их внутренними и внешними причинами. Сознание, как высшая форма психического отражения, личность, как носитель сознания, деятельность, как форма целенаправленного взаимодействия с реальными и идеальными объектами, проявляются и формируются в единстве.

Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся, направленный на овладение научными знаниями, умениями, навыками, развитие творческих способностей и формирование мировоззрения. Но знания, умения и навыки — не физические предметы, которые можно переложить или получить от кого-то, это формы и результаты определенных процессов в психике человека, формирующиеся в результате его активности. В связи с этим обучение можно рассматривать как процесс стимуляции внешней и внутренней активности учащегося и ее управления, в ходе которой возникают новые психические образования: формируются знания, умения, навыки, развиваются способности, воспитываются убеждения и т.д. В идеале учитель лишь создает определенные условия для деятельности учащегося, направляет, контролирует ее, предоставляет нужные средства и информацию. Приобретение новых знаний и умений, развитие способностей происходит в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащегося.

Основная цель обучения — передача исторического опыта, накопленного человечеством, максимальное развитие способностей обучаемого к самообразованию. Учитель формулирует цели, определяет содержание учебного материала, создает мотивацию к обучению, организует учебно-познавательную деятельность учащихся, придает ей эмоционально положительную окраску, осуществляет регулирование и контроль, оценивает результаты работы. Учащиеся осознают цели и задачи обучения, воспринимают, осмысляют и усваивают учебный материал, применяют полученные знания для решения практических задач, производят самоконтроль и самооценку результатов.

Обучение можно рассматривать как последовательное решение специальным образом подобранных учебных задач, связанных с изучением материала, запоминанием определений и законов, доказательством теорем, написанием компьютерных программ, подготовкой докладов и т.д. Учебные задачи одновременно являются и целью, и средством обучения. С.Л.Рубинштейн отмечал, что учебный процесс будет эффективным тогда, когда учебные задачи будут поняты и внутренне приняты учащимися, приобретут для них определенную значимость.

В процессе обучения человек овладевает различными элементами знаний, которые укладываются в некоторую систему. Из теории когнитивного диссонанса, предложенной Л. Фестингером, следует, что система знаний человека стремится к равновесию, согласованности и гармонии. При возникновении рассогласованности и дисгармонии человек стремиться снять или ослабить это противоречие. Для этого он изменяет один из элементов знания, добавляет новые элементы знаний, уменьшает значимость несогласующихся между собой знаний. Поэтому перед изучением нового вопроса учителю следует создать это противоречие между знаниями учащихся и необходимостью решить задачу, объяснить результат опыта, доказать теорему, написать компьютерную программу и т.д.

Приобретение новых знаний, формирование умений и навыков реализуются за счет следующих процессов: 1) формирование ассоциативных связей между новыми и уже имеющимися у учащегося знаниями; 2) подражание, в ходе которого ученик повторяет действия учителя: написание слова, решение задачи, работа с линейкой, транспортиром и другими измерительными приборами и т.д. 3) различение и обобщение: переход от отдельных фактов к эмпирическому закону, установление закономерностей, классификация объектов, отнесение того или иного объекта к определенному классу; 4) инсайт (догадка), то есть качественный скачок от разрозненных фактов и утверждений к некоторому принципу, их объясняющему, внезапное понимание существа ситуации, приводящее к решению проблемы, усмотрение чего-то неизвестного в уже известном; 5) творчество: решение нестандартных учебных задач, представляющих новизну для конкретного учащегося, создание новых объектов (рисунков, поделок, моделей и т.д.) при отсутствии образцов, готовых для усвоения через подражание.

На практике реализуются все перечисленные выше варианты. Так, при изучении электромагнитных колебаний учитель физики проводит аналогию с механическими колебаниями, показывая, что они описываются одинаковыми уравнениями, характеризуются одними и теми же физическими величинами: амплитуда, частота, период и т.д. (установление ассоциативных связей). Обучая решению квадратного уравнения, учитель математики показывает на доске, как вычислить дискриминант конкретного уравнения х2 + Ах — 5 = 0 и найти его корни. Учащиеся записывают решение в тетрадь, повторяя действия учителя (подражание). Учитель химии показал опыт: при нагревании пробирки с сахаром над пламенем спиртовки, сахар превращается в уголь и воду. Учащиеся догадываются, что молекула сахара состоит из атомов углерода, водорода и кислорода (ин- сайт). Учитель биологии поручил учащемуся подготовить доклад по теме "Почему вымерли мамонты”. Учащийся самостоятельно изучает данный вопрос, подбирает материал, готовит рисунки, пишет текст доклада и т.д. (творчество).

Успех учения определяется рядом психологических факторов: мотивация, индивидуальные особенности процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, а также такими качествами личности, как интеллектуальная развитость, настойчивость, целеустремленность, ответственность, сознательность и т.д. Большое значение имеет установка, которую дает учитель, обосновывая необходимость решения данной учебной задачи, то есть изучения темы, вопроса, выполнения лабораторной работы и т.д. Например, перед изучением сложения и вычитания векторов учителю математики следует подчеркнуть, что эта тема имеет принципиальное значение для понимания целого ряда вопросов геометрии и физики, что ее необходимо изучить, чтобы справиться с контрольной работой и т.д. В идеале ученик должен принять учебную задачу, сознательно стремиться ее решить.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология