Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Развитие мышления

Развитие мышления учащийся должен

 Понимание учебного материала заключается в связывании объектов и явлений с уже имеющимися у учащихся знаниями понятий, законов, принципов, результатами наблюдений и экспериментов. Мыслительная деятельность означает использование этих связей для решения определенных задач. Различают обучение принципам и обучение способам мышления.

Развитие мышления осуществляется путем решения задач следующих типов: 1) задачи на классификацию объектов; 2) задачи на установление сходства между объектами; 3) задачи на исключение "лишнего” объекта из данной совокупности; 4) задачи на конкретизацию понятия (из набора объектов выбираются те, что соответствуют данному понятию); 5) задачи на поиск закономерностей; б) задачи на установление аналогий; 7) задачи на логические умозаключения; 8) задачи на преодоление инертности мышления.

Важным качеством, требующимся при изучении естественнонаучных дисциплин, является умение наблюдать и сравнивать. Допустим, учитель демонстрирует учащемуся какой-то объект (минерал) или явление природы (химическую реакцию). Любой объект познания бесконечно сложен, а наряду с изучаемым явлением, как правило, происходят какие-то сопутствующие процессы. Учащийся должен уметь выделять существенные характеристики явлений, устанавливать их свойства и отношения, вычленять изучаемый объект из совокупности других однородных объектов, выявлять общие черты и различия. При этом приходится определять основу сравнения, то есть существенные признаки, по которым сравниваются объекты познания.

Психологи установили, что отбор и переработка информации происходит уже в процессе восприятия объекта. Учащийся обращает внимание на одни объекты и совсем не замечает другие. Как правило, внимание концентрируется на ярких предметах и явлениях, производящих впечатление, а также на различных процессах, движении тел, превращении веществ, изменении окраски и т.д. Результат мыслительной деятельности зависит от отбора интересующей информации, которая определяется строением объекта, личным опытом и знаниями учащегося, а так же методики обучения.

Интеллект учащегося определяется видом мышления (познавательное, творческое), качеством ума (сообразительность, самостоятельность), познавательными процессами (восприятие, память, воображение), мыслительными операциями и целостной системой знаний. Большое значение для развития интеллектуальных способностей имеет изучение математики, — единственной науки, оперирующей только абстрактными объектами (числами, геометрическими фигурами и телами). Основным мотивом изучения математики является желание учащихся познать количественные закономерности явлений природы, уметь вычислять геометрические характеристики (площадь, объем) окружающих тел. При этом важно подчеркивать практическое значение математических вопросов и проблем.

Особое место в формировании пространственных представлений занимает геометрия. Ее развитие потребовало оцифровки пространства и рационализации большой совокупности наблюдений за окружающими телами. Учащиеся должны понимать, что в природе не существует прямых, окружностей, параллелограммов, конусов и других чисто идеальных объектов, с которыми оперирует наше сознание. Чтобы определить объем кирпича или площадь поверхности футбольного мяча, мы абстрагируемся от ряда их физических свойств, заменяя рассматриваемые объекты их геометрическими моделями — идеальными прямоугольным параллелепипедом или шаром. Точность решения задачи зависит от степени близости формы физического тела (кирпича или мяча) к соответствующему геометрическому телу (параллелепипеду или шару).

Научный стиль мышления предполагает овладение целым рядом универсальных методов познания. Перечислим их: 1) абстрагирование — мысленное отвлечение от несущественных свойств и связей объектов; 2) идеализация — мысленное образование абстрактного объекта, имеющего некоторые свойства, присущие реальному объекту; 3) аналогия — метод познания, при котором из сходства некоторых признаков двух объектов делается вывод о сходстве других признаков; 4) моделирование — материальное или мысленное создание системы, замещающей объект познания, написание системы уравнений, описывающей объект познания; 5) мысленный эксперимент — теоретический анализ воображаемой ситуации, которую невозможно создать в реальности.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология