Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Развитие творческих способностей

Развитие творческих способностей урок физики

 Способность творить, создавать новое — ценное качество, которое в той или иной степени присуще почти каждому человеку. Один решает сложные математические задачи, другой с легкостью изучает иностранный язык, третий рисует, четвертый поет, пятый разбирается в технике… Нет людей, которые одинаково хорошо преуспели бы во всех сферах деятельности. В то же время практически нет таких, кто совершенно обделен какими-либо «талантами”, любой школьник обладает способностью к творчеству. Учитель должен исходить из того, что каждый ребенок владеет уникальным набором способностей, которые следует выявлять и развивать. В идеале необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы создать предпосылки для удовлетворения общечеловеческой потребности к творчеству каждого школьника.

Человек время от времени сталкивается с проблемами, решение которых требует использования неизвестных ему методов, нестандартных подходов. Познавательные процессы, позволяющие решать ранее не решенные задачи, составляют творческое мышление. А. Пуанкаре выделил две составляющие творческого процесса: 1) сознательную, логически объяснимую и формализуемую; 2) неосознанную, интуитивную, бессознательную. Поиск решения проблемы начинается с сознательных попыток использовать логические рассуждения. Параллельно активизируется бессознательная составляющая, что приводит к появлению множества фрагментов решения. Некоторые из них оформляются в сознании в виде оригинальной идеи, последовательности действий, и сопровождаются субъективным чувством уверенности в правильности найденного пути. При этом говорят о построении новых образов, понятий, способов решения задач, и используют слова «озарение”, «вдохновение”.

Творчество — вид деятельности, направленный на решение творческой задачи, результату которой присущи новизна, оригинальность, личная или социальная значимость. Учебно-творческая деятельность направлена на решение учебных задач творческого характера; ее результат обладает субъективной новизной, значимостью и способствует творческому развитию личности. Творческой личности присущи избирательная мотивационнотворческая направленность, интеллектуальная активность. Формирование творческого мышления требует воспитания критического отношения к фактам, понятиям, законам, понимания ограниченности изучаемых понятий и методов, различия между реальными объектами и их идеализированными моделями.

на уроках физики и информатики

Развитию творческого мышления способствуют рассказы о выдающихся изобретателях и их изобретениях, а также решение проблем технического характера.

Например, учитель дает домашнее задание: предложить конструкцию молотка без отдачи для работы в невесомости. А на следующем уроке, посвященном изучению внутренней энергии тел, он рассказывает об одном из удачных решений этой проблемы. Оказывается, чтобы исчезла отдача, в полость молотка следует насыпать свинцовую дробь. Учащиеся сами могут догадаться, что при ударе дробинки будут испытывать пластические деформации и часть механической энергии перейдет в их внутреннюю энергию, то есть в тепло.

 

Или другая проблема: при нажатии на обычную происходит дребезг контактов: упругие пластины совершают колебания, цепь то замыкается, то размыкается. Интересно, что предложат школьники? Один из вариантов, — использование геркона (магнито-контактного датчика) и постоянного магнитика, приклеенного к кнопке. Если нажать на кнопку, магнит приблизится к геркону и его контакты притянутся друг к другу, надежно замкнув цепь.

Творческая деятельность может состоять в написании компьютерной программы. Допустим, учитель сформулировал задачу: необходимо создать тестирующую программу для проверки умения учащегося переводить число из двоичной системы счисления в десятичную. При запуске компьютер выводит случайное число в двоичном коде, тестируемый вводит ответ в десятичной системе счисления, после чего получает сообщение о том, правильный ответ или нет. Затем выводится следующее число и т.д. После десяти ответов компьютер ставит оценку. Задача сформулирована в самом общем виде, имеет много различных вариантов решения и требует творческого подхода.

Существенной характеристикой личности учащегося, занимающегося творческой деятельностью, является креативность, показывающая уровень способности к решению творческих задач.

Креативность обучаемого не связана напрямую с уровнем интеллекта, определяемого с помощью тестов, она зависит от его умения использовать имеющуюся информацию разными способами и характеризуется следующими интеллектуальными способностями: беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность выдвинуть гипотезу, усовершенствовать конструкцию, способность к анализу и синтезу, фантастичность.

Важно не только сообщать учащимся новые знания, но и развивать их творческий потенциал, умение находить выход в нестандартной ситуации, приобретать новые знания. Обучение должно быть
организовано так, чтобы школьник мог почувствовать себя творческой личностью: ученым, конструктором, художником. При решении творческих задач развивается иррациональное мышление, выражающееся в соединении несоединимого, установлении связей между несвязанными объектами, объединение понятий, которые на первый взгляд не имеют ничего общего.

Психологи отмечают, что одаренным личностям присуще желание совершить «открытие” пусть даже известной истины, решить какую-то необычную проблему «для себя”. Это иногда приводит к замедленному развитию будущего гения. Известно, что Эйнштейн дольше своих сверсников занимался решением тех же задач и отставал от них по физике. Бетховен часто удлинял свой путь в обучении музыке, стремясь всем овладеть самостоятельно. Кроме того, творческой личности присуща интеллектуальная раскованность. Она выражается в в способности выдвигать оригинальные, порой совершенно «дикие” идеи, отстаивать свою точку зрения, даже если оно расходится с общепризнанным.

Высокоинтеллектуальные учащиеся могут иметь низкую креативность, но не бывает креативов с низким интеллектом. Психологи считают, что креативность обусловлена следующими интеллектуальными способностями: 1) количество идей, генерируемых учеником в единицу времени; 2) гибкость, то есть умение переключаться с одной идеи на другую; 3) оригинальность мышления, способность выдвигать идеи, отличающиеся от общепринятых; 4) любознательность — интерес к проблемам, не вызывающим интереса у других. Замечено, что высококреативные учащиеся хуже остальных решают задачи на репродуктивное мышление, входящие в состав тестов.

Безусловно, учитель должен развивать творческое мышление школьников, побуждая их решать нестандартные задачи, доказывать теоремы, анализировать результаты опытов, размышлять над парадоксами, изучать творчество выдающихся ученых, конструкторов, деятелей искусства. Интуитивный прорыв зависит от индивидуальных способностей личности и имеющихся знаний, в то время как логический подход более универсален. При рассмотрении типовых задач важно в полной мере использовать логические методы решения, стремясь к усвоению его алгоритма.

Не забывайте, обучение должно проходить в комфортной и уютной обстановке. Создать уют можно с помощью хорошей мебели. Лазурит мебель отзывы  о них положительные. Почитайте отзывы покупателей мебели от  фабрики Лазурит.

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология