Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Развитие воображения

Развитие воображения

 Психический процесс создания новых образов и представлений на основе имеющегося у человека практического, чувственного, интеллектуального или эмоционального опыта называется воображением. При этом в происходит отражение реального мира в сознании человека, он предстает в новых и неожиданных сочетаниях и связях, происходит построение образов средств и результата деятельности, осуществляется программирование будущего поведения в тех или иных условиях. В основе изменения и преобразования имеющихся у человека представлений лежат следующие процессы: 1) выделение из целостного образа предмета некоторого свойства или элемента; 2) преувеличение или преуменьшение размеров объекта или его части; 3) комбинирование различных объектов и их частей. В результате в сознании возникают новые образы объектов, которые человек никогда не видел, а некоторые из которых не могут существовать в реальном мире.

Учащийся перед выполнением каких-то практических действий (сборка электрической цепи, проведение эксперимента или наблюдения, изготовление детали, составление схемы, таблицы или рисунка) должен включить воображение и представить результат своей деятельности до ее начала, что позволит ему ориентироваться в процессе решения задачи. Это произвольное (преднамеренное, управляемое человеком) воображение, которое используется при целенаправленном решении научных, технических и художественных проблем. Воображение выступает в качестве побудительной причины, необходимого условия деятельности, завершение которой отсрочено.

Чтобы включить произвольное воображение учащихся в некоторых случаях достаточно произнести фразу: «Представьте себе!” — и описать объект или ситуацию, которую необходимо вообразить. «Представьте себе, что масса Земли возросла в два раза. Как это отразится на животном и растительном мире?” «Вообразите, что на нашу планету прилетели представители высокоразвитой цивилизации. Что в этом случае произойдет?” «Попытайтесь представить фотонную ракету, движущуюся за счет давления света.” «Предложите прибор, который при увеличении атмосферного давления включает лампочку”. Учащиеся вынуждены с помощью волевого усилия создать образ объекта, которого они никогда не видели.

Развитию воображения способствует мысленный эксперимент — эвристический метод познания, форма мышления, возникшая в результате активного воздействия человека на природу. Он предполагает мысленное проигрывание определенных ситуаций, которые невозможно или очень сложно реализовать на практике. Мысленный эксперимент имеет структуру реального эксперимента, то есть предусматривает определение условий, установление результата и их обсуждение. При этом все рассуждения осуществляются на базе наглядных образов на основе плана-схемы мыслительных действий по переработке исходной информации. Мысленный эксперимент требует идеализации реальных объектов и сочетает в себе силу логического вывода с экспериментальной достоверностью. В мысленном эксперименте объединены абстрактное и конкретное, рационально-понятийное и чувственно-наглядное.

Степень включения воображения в процесс деятельности зависит от неопределенности решаемой задачи. Если исходные данные не поддаются анализу, не полны или содержат какую-то неясность, то разрешение проблемы требует использования воображения. При этом может происходить соединение взаимоисключающих в реальности качеств, свойств и частей объектов; увеличение или уменьшение объектов или их частей, изменение других их качеств; подчеркивание и выпячивание некоторых признаков. Получающееся решение часто бывает нестрогим, алогичным.

Воображение позволяет предсказать результаты выполнения последовательности тех или иных действий, что необходимо при планировании своей деятельности, выполнении творческих заданий, учебных экспериментов и наблюдений, каких-то практической работы. Оно играет большую роль при создании «нового” устройства и решении технических задач, развитии изобретательских способностей.

На заметку.  Игра на гитаре помогает развитию воображения. Скачайте ноты песни из фильмов и играйте на гитаре развивая свои музыкальные навыки.

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология