Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Развивающее обучение

Развивающее обучение цель обучения

 Теория активного формирования психических процессов и свойств личности исходит из того, что учащийся должен в процессе активной деятельности присваивать исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Цель обучения состоит не только в передаче определенной суммы знаний, но и в развитии личности учащегося. Обучение движется в направлении от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Усвоение учебного материала, развитие мышления зависит от структуры познавательной деятельности учащегося, его содержания и методов. Школьник учится мыслить, задача учителя — управлять этим процессом и контролировать результаты. Развитие происходит в случае, когда учащиеся самостоятельно выявляют признаки усваиваемых понятий и способов решения задач. Чтобы повысить эффективность обучения необходимо создать условия для выработки приемов умственной деятельности, имеющих обобщенный характер.

Как уже отмечалось, при обучении традиционным (объяснительным) методом учащиеся постигают сложные понятия и формируют у себя знания постепенно, за раз делая по одному логическому шагу. Опытные учителя в своей работе применяют обучение методом управляемых открытий, предполагающий создание ситуаций, в которых обучаемые овладевают сложными понятиями индуктивно, вследствие проблеска понимания ("Ага!” — феномен). Каждого человека охватывает волнение, когда он познает что-то новое, "открывает” необычное явление, устанавливает закон, осваивает новую для себя теорию, обнаруживает связь между объектами, которые на первый взгляд никак не связаны. Возникающий при этом интерес способствует более глубокому проникновению в сущность изучаемого вопроса, стимулирует самостоятельную познавательную активность школьника, что может быть использовано при обучении.

Психологи отмечают, что инсайт, то есть внезапное открытие, происходит при наличии мотива к достижению желанной цели, которая при этом воспринимается как решаемая задача. Для того, чтобы организовать обучение методом управляемых открытий необходимо создать перцептивное поле ученика, обеспечить соответствующую мотивацию учебно-исследовательской деятельности, предоставить различные возможности для решения проблемы. При этом школьники совместно с учителем решают одну и ту же проблему, учатся оценивать и взвешивать факты, сопоставлять их с выводами теории, выявлять законы, формулировать принципы. Это приводит к развитию эвристических способностей, позволяющих решать задачи методом интеллектуальных догадок, когда имеется лишь часть необходимых данных.

Известны факты, когда ученики обучались арифметике с помощью объясняющего метода и метода открытий. Объясняющий метод показал более высокие результаты в случае немедленного воспроизведения. При использовании метода открытий приобретенные знания запоминались на более длительное время, а впоследствии использовались при решении других типов задач.

Тут уместно вспомнить известную теорию поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, согласно которой формирование знаний, умений и навыков происходит в результате выполнения учащимися определенной системы действий, осуществляемой на основе плана и программы их поэтапного развития. Согласно этой концепции существует две части предметного действия: понимание (ориентировочная часть) и умение выполнять (исполнительная часть). Единицей деятельности является отдельное действие, состоящее из элементов, выполняющих ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную функции. Цель обучения — не накопление знаний, а формирование умения действовать со знанием дела. При традиционном подходе школьники учатся словесно воспроизводить знания, но не всегда умеют применять их в практической деятельности. По теории П. Я. Гальперина надо учить действиям (двигательным, мыслительным, речевым, перцептивным) и в процессе этого передавать знания (что, как и почему надо делать).

Обучаемому необходимо сообщить ориентиры (инструкции или схемы — схемы ориентировочной основы действия), достаточные для выполнения деятельности так, чтобы он без заучивания мог решать практические задачи. Схемы 00Д представляют собой учебно-методическое средство, отражающее структурно-логическую схему практического действия. Они могут иметь вид учебных карт, таблиц, графов и т.д., содержащих сведения о порядке и последовательности выполнения всех операций. При этом учащийся должен сознательно выполнять действия и уметь отвечать на вопросы: Что он делает? Почему он это делает именно так, а не иначе? К каким результатам приведет данная операция? Что произойдет, если это действие выполнить не верно?

Этот подход используется при выполнении лабораторных работ по физике или химии. Сначала учитель рассматривает изучаемые вопросы на теоретическом уровне, рассказывая, например, о химических реакциях обмена или о параллельном и последовательном соединении проводников. После этого учащиеся получают методическое пособие с инструкциями выполнения работы. Выполняя заданную последовательность действий, школьники осуществляют учебнопознавательную деятельность, — проводят эксперименты, наблюдения, измерения, анализируют получающиеся результаты.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология