Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Схематизация учебного материала

Схематизация учебного материала для обучения

 Большое количество информации, предназначенное для усвоения школьником, представляется в виде рисунков, схем и таблиц. Психологические особенности восприятия следует учитывать при схематизации учебного материала, под которой понимается его логико-графическое структурирование, выделение основных элементов и связей между ними. Схемы могут использоваться для обучения других, для продуктивного мышления, понимания чужих мыслей, а также для самообразования. Учителю необходимо научиться создавать схемы с высокой гештальтностью, то есть наглядностью и образностью. В этом случае они упрощают, а не усложняют словесные пояснения и рассуждения, становятся понятными для других.

Логико-графическое структурирование — это творческая работа, которая приносит удовольствие, делает учебный процесс интересным и для учителя, и для учащихся. Чтобы получить схему с высокой гештальтностью, рекомендуется каждое понятие (одно или несколько слов) помещать в рамку, причем одноуровневые и однородные понятия — в одинаковые рамки, а разноуровневые, отличающиеся — в различные рамки. Текст на схеме должен быть краткий, используемый шрифт — понятным и легко читаемым, размер — достаточно большим. Рамки с названиями понятий следует соединять линиями со стрелками или без них так, чтобы схема отражала логические (причинно-следственные, генетические или иные) связи между объектами (понятиями).

Одним из способов представления знаний состоит в использовании фреймов (фрейм переводится как кадр, рамка). Каждый фрейм имеет имя и состоит из частей — слотов:

Имя фрейма = [слот 1] [слот 2] [слот 3] [слот 4].

Например, информация о каждом классе многоклеточных животных может быть занесена во фрейм:

Класс = [Органы зрения] [Органы слуха] [Органы обоняния] [Органы вкуса] [Покровы тела] [Размножение].

Фреймы могут объединяться в таблицы. Учитель биологии при завершении соответствующей темы может предложить учащимся создать такую таблицу дома, а затем вместе со всем классом заполнить ее на уроке. Возможен иной вариант: учитель разбивает класс на три группы и дает задание: используя учебник, заполнить эту таблицу для различных классов животных. Первая группа занимается костными рыбами, вторая — земноводными, третья — птицами. В качестве примера учитель заполняет таблицу для млекопитающих на доске.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология