Влияние мотивации на обучение
Мотивом, движущей силой учебной деятельности является противоречие между требуемым и имеющимся уровнями знаний учащегося. Чем больше учащийся знает, тем легче он устанавливает ассоциативные связи и быстрее усваивает новые знания. Если при этом уровень предъявляемых требований невысок, то мотивация к обучению отсутствует.
1. Мотивация к учебной деятельности прямо пропорциональна разности между уровнем предъявляемых требований и уровнем знаний. При этом не будем различать внешнюю мотивацию, обусловленную требованиями учителя, и внутреннюю мотивацию, вызванную собственным желанием ученика освоить соответствующую дисциплину.
2. Скорость увеличения знаний пропорциональна произведению уровня знаний учащегося и мотивации. Чем больше ученик знает, тем легче он усваивает новые знания из-за образующихся ассоциативных связей с имеющимися. С другой стороны, чем ниже мотивация учащегося, тем меньше скорость увеличения знаний.
Используем известный дидактический принцип "от простого к сложному": Сначала учащимся предлагают сравнительно простые задания, когда они их освоят, — задания посложнее, затем еще сложнее и т.д. При слишком резком увеличении уровня требований (сложности) приводит к снижению мотивации и уменьшению уровня знания вследствие забывания. Если сначала предложить сложные задания, а затем простые, то обучения про-исходить не будет. Итак, что для оптимизации учебного процесса необходимо таким образом подбирать уровень требований (сложность предлагаемых учащимся заданий), чтобы сохранялась высокая мотивация к обучению.
/>