Вопросы-задания для учащихся
Большую роль в обучении имеет постановка вопроса, проблемы. Вопросы задаются учителем с целью обучения, для выявления мнения учащихся по данной проблеме, с целью стимулирования мыслительной деятельности, для оценки уровня знаний. Вопрос включает в себя исходную знание о проблеме (базис или предпосылка) и указание на ее недостаточность с целью устранения неопределенности. Например, в вопросе «Какое вещество выделяется на катоде при электролизе медного купороса?” неявно содержится базисная информация: «При электролизе медного купороса на катоде выделяется некоторое вещество X”.
Если базис вопроса — истинное суждение, то вопрос поставлен корректно. Логически некорректные вопросы в качестве базиса содержат ложные или неопределенные суждения. Например, вопрос «Почему кит является рыбой?” поставлен некорректно, потому что кит не рыба, а млекопитающее. Учитель может время от времени задавать некорректные и провокационные вопросы, стараясь тем самым привлечь внимание учащихся, активизировать их мыслительную деятельность. В то же время ему следует объяснять их неправомочность и абсурдность.
Хочу напомнить, что существуют платные и бесплатные номера. 8 800 бесплатный номер.
Например, при изучении физики учитель может спросить «Как создать вечный двигатель?” или «Что больше: 10 вольт или 10 ампер?”. На уроке химии учащимся может быть задан вопрос «Как из меди получить золото?” и т.д. В то же время существует много вопросов, которые на первый взгляд кажутся неразумными, или даже глупыми: «Почему кит (самое большое млекопитающее, живущее в воде) больше слона?”, «Почему Земля вращается вокруг Солнца?”, «Почему подушка мягкая?”. На самом деле за каждым таким вопросом скрывается проблема, имеющая научное объяснение.
Различают уточняющие (определенные) и восполняющие (неопределенные) вопросы. Восполняющие вопросы содержат вопросительные слова «когда?”, «где?”, «сколько?”, «кто?” и т.д. Например, «Когда исчезли мамонты?”, «Кто открыл периодический закон?” и др. Вопросы типа «Верно ли, что динозавры вымерли из-за понижения температуры?”, «Следует ли использовать вольтметр для измерения напряжения?”, «При гидролизе выделяется водород или нет?”, «Если бросить кусочек мела в кислоту, выделится ли углекислый газ?” являются уточняющими.
Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, необходимо задавать вопросы, в которых заключено оптимальное количество неопределенности. Сложный вопрос может поставить учащегося в затруднительную ситуацию, он не найдет ответа. В этом случае учитель, сформулировав вопрос, сам же на него и отвечает. На примере курса физики рассмотрим основные типы вопросов, которые могут быть заданы при формировании научных Знаний.