Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Восприятие

Восприятие

Психолога ми установлено, что первым уровнем психического отражения является уровень сенсорно-перцептивных процессов, к которым относятся ощущение и восприятие, возникающие при воздействии объекта на органы чувств. За ним идут уровень представлений (образы объектов, возникающие без воздействия на органы чувств) и уровень понятийного мышления (оперирование понятиями и логическими приемами, абстракциями, обобщениями, математическими символами).

Восприятием называется отражение объектов и явлений в целостном виде как результат осознания их существенных признаков. При этом не происходит механического суммирования ощущений, они интерпретируются, исходя из имеющихся у человека знаний и жизненного опыта. Восприятию присущи осмысленность и обобщенность, целостность, структурность (вычленяются части предмета и связи между ними), избирательная направленность, апперцепция (зависимость результата от опыта знаний, установки и интересов личности); константность (объект узнается в разных условиях). Характер восприятия зависит от психологических особенностей личности. Всех людей можно разделить на два типа: 1) эмоциональный — восприятие основаны на ощущениях и эмоциях; 2) логический — восприятие вербально логическое, словесное.

Следует помнить, что учащийся воспринимает окружающие явления и сообщаемую ему информацию через призму тех знаний, которыми он уже обладает. Известна такая особенность восприятия: полученная человеком информация влияет на восприятие информации, следующей за ней. Все учебные программы и учебные пособия составлены так, что сначала рассматриваются сравнительно простые вопросы, а затем более сложные, изучение которых требует понимания материала, изученного ранее. Перед рассмотрением сложной темы осуществляют пропедевтику.

На уроке математики

Допустим, учитель хочет объяснить, что при сложении двух дробей с разными знаменателями дроби надо привести к общему знаменателю, а затем сложить числители. Для этого он в начале урока предлагает сложить несколько дробей с равными знаменателями, а также напоминает, что при умножении числителя и знаменателя дроби на одно и то же число величина дроби остается неизменной. Только после этого имеет смысл переходить к объяснению нового материала.

Установлено, что движения глаз в большей степени тяготеют к наиболее информативной части предмета (или его изображения): контуру предмета, к углам контура, к участкам изменения яркости или цвета. Рисунки, слайды, шкалы приборов, символы на доске должны быть хорошо видны всем учащимся. Чтобы улучшить восприятие зрительных образов следует использовать цветные рисунки, динамичные презентации и анимации, мультимедийные компьютерные программы, сочетающие текстовую, звуковую и видеоинформацию. Демонстрируемые приборы должны иметь эстетический вид, своей формой и цветом выделяться из общего фона.

Вопросами восприятия занимается гештальт-психология. В ее основе лежит понятие гештальта, означающее образ, форму, фигуру, то есть специфическую организацию частей, воспринимаемых как единое целое. Установлено, что зрение объединяет отдельные элементы изображения в целостные фигуры, образы которых существуют в нашем сознании. В выделенной фигуре человек как бы узнает гештальт, то есть образ объекта, все остальное становится фоном. Известны факторы восприятия, приводящие к группировке отдельных элементов окружающего мира (или изображения) в целостные образы-гештальты. В их основе лежит стремление человеческого сознания к построению наиболее экономной, простой и устойчивой конфигурации. Это факторы близости, сходства, хорошего продолжения (объединяются изображения, образующие наиболее красивые и простые конфигурации), фактор общей судьбы (объединяются объекты, движущиеся в одном направлении). Части изображения тяготеют к образованию симметричного целого, группируются в направлении максимальной простоты, близости и равновесия, стремятся принять более определенную, отчетливую и завершенную форму. Восприятие отдельных частей не всегда обеспечивает понимания целого. На первый план выдвигается значимая фигура, все остальное сливается и создает фон.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология