Запоминание полезной информации

Важным качеством человеческого мозга является умение надолго запоминать достаточно большие объемы информации. Существуют люди, способные прочитать страницу текста и практически дословно воспроизвести ее, быстро запомнить последовательность цифр, иностранных слов и т.д. Понятно, что чем легче запоминает учащийся сообщаемые ему знания, тем эффективнее процесс учения. Учитель должен владеть методами запоминания полезной информации и обучать этому учащихся. К приемам заучивания относятся мнемотехника, повторение, внутренняя организация учебного материала, его семантическая проработка и т.д.
Память — это способность мозга запечатлевать, сохранять сигналы внешней среды и в нужный момент времени воспроизводить их. Работа памяти сопряжена со следующими процессами: восприятие > запись > хранение > воспроизведение информации. При этом под воспроизведением понимают как узнавание ранее знакомых объектов, так и их припоминание. Например, при чтении происходит узнавание человеком букв, слов, а при письме — их припоминание. Важными условиями запоминания информации являются впечатление, ассоциация и повторение. Эффективность памяти характеризуется объемом, полнотой (точностью воспроизведения) и прочностью (длительностью хранения информации).
Согласно сетевой модели память состоит из узлов, соответствующих единицам хранения информации (понятий, образов), и связей между ними. При запоминании происходит установление связей между узлами, а извлечение информации означает активизацию этих связей. Различают сенсорную, кратковременную и долговременную память. При восприятии зрительной информации сенсорную память называют иконической, время хранения в ней составляет десятые доли секунды. В кратковременной памяти может храниться 7 элементов; она имеет непродолжительное время сохранения (десятки секунд) после однократного и очень непродолжительного восприятия. В долговременную память помещается информация после многочисленных повторений или в результате однократного, но очень сильного впечатления. Цель обучения состоит в помещении полезной информации в долговременную память, где она может храниться годами и десятилетиями.
Психологами доказано, что вследствие ограниченности кратковременной памяти обучаемый может сосредоточить свое внимание одновременно на 5 — 9 объектах. Чтобы расширить возможности человека запоминать информацию, необходимо сгруппировать отдельные элементы учебного материала в блоки (порции, куски), каждый блок обозначить соответствующим символом. В процессе обучения размеры блоков могут увеличиваться, но их число должно оставаться постоянным.
Человек обладает образной, эмоциональной, двигательной и словесно-логической памятью. Образная память отвечает за запоминание различных образов, эмоциональная — запоминание чувств, эмоций, а словесно-логическая проявляется в сохранении понятий, идей, мыслей, выраженных словами. Установлено, что запоминание будет более прочным, если одновременно задействованы все виды памяти. Образы и картины, возникающие в нашем сознании, удерживаются в памяти легче, чем абстрактные идеи и понятия.
Сразу после окончания заучивания начинается забывание, приводящее к уменьшению возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. В первую очередь забывается то, что не используется в деятельности учащегося. Лучше всего сохраняется осмысленная и важная информация, хуже — второстепенные детали. Быстрота забывания зависит: 1) от объема заученной информации; 2) от ее содержания и степени понимания; 3) от степени ассоциации с уже имеющимися знаниями; 4) от значимости для конкретного учащегося; 5) от включенности полученных знаний в деятельность субъекта. Если человек не может припомнить ту или иную информацию, не следует считать, что он совершенно забыт. В состоянии гипноза можно вспомнить даже несущественные детали. Следует учиться вспоминать изученную информацию; ключом для припоминания может быть какая-нибудь пиктограмма, рисунок, слово, фотография, мелодия и т.д.
/>