Научные основы учения
  • Традиционное обучение

     Обычно выделяют традиционное, программированное, проблемное и развивающее обучение. Цель традиционного обучения состоит в передаче учащимся знаний, умений и навыков.... 
    [Читать полностью]

  • Программированное обучение

       В 60-ые годы прошлого века была разработана система программированного обучения. Оно осуществляется по специально разработанной программе, состоящей из последовательности... 
    [Читать полностью]

  • Принципы обучения

     Учитель идет на урок химии, планируя рассказать о Менделееве и его периодическом законе. Его ждет класс из двух с половиной десятков учащихся, среди которых два отличника,... 
    [Читать полностью]

  • Как работает мозг

     Согласно нейрофизиологической теории, мозг представляет собой совокупность связанных между собой нервных клеток — нейронов, каждая из которых может находиться... 
    [Читать полностью]

  • Проблемное обучение

     Психологи утверждают, что умственная деятельность человека активизируется в случае, когда он сталкивается с трудной задачей, некоторым затруднением, преодоление... 
    [Читать полностью]

Конный спорт

Запоминание текста своими словами

Запоминание текста своими словами деятельность человека

Учительница истории простудилась, не может громко говорить, и вместо того, чтобы рассказывать новую тему, дала задание для самостоятельной работы: "Прочитайте параграф, составьте план-конспект, подготовьтесь к пересказу своими словами”. А что такое, "пересказать своими словами”? Это значит не воспроизвести текст учебника дословно (механическое запоминание), а осмыслить его, выделить главные идеи, примеры и составить свой рассказ.

Запоминание своими словами — прямая противоположность механическому запоминанию. Оно требует от учащегося смыслового свертывания изучаемого материала и состоит из нескольких этапов. Сначала человек должен осознать, для чего ему надо запомнить, затем — понять смысл запоминаемой информации. Традиционная методика произвольного (умышленного) запоминания учебного текста предполагает: анализ изучаемого материала; составление плана; выявление наиболее важных положений и смысловых опорных пунктов; установление логических связей между ними; создание последовательности зрительных образов, обобщение основных идей (смысловое свертывание); связь материала с уже имеющейся информацией; его запоминание.

При этом существенное значение имеет семантическая проработка изучаемой информации, ее пространственная группировка, предусматривающая формирование значения понятия на основе установления ассоциативных связей с понятиями, уже имеющимися у учащегося или рассмотренными в учебнике. Для этого составляют карту изучаемого понятия, графически изображая взаимосвязи с другими понятиями, уже известными обучаемому. Это способствует систематизации имеющихся знаний, соотнесению нового понятия с известными, ускоряет обучение, включает новые понятия в существующую систему знаний.

Немалую роль играет внутренняя организация материала, то есть его группировка по категориям, объединение в крупные блоки с целью запоминания и последующего воспроизведения. Учебный материал должен быть систематизирован в соответствии с какими-то глубинными принципами и представлен в виде иерархической структуры, а не излагаться в случайной последовательности. Это обеспечивается содержанием учебника: так, при изучении зоологии сначала рассматриваются простейшие формы жизни, а затем более сложные организмы, при этом у учащихся формируется система, отражающая существенные отличия одних животных от других. Исторические факты излагаются в хронологической последовательности. Химия изучается в соответствии с классификацией различных веществ, отражающей их строение, и т.д.

Психологи установили, что хорошо запоминается та информация, которая включена в деятельность человека. Поэтому чтобы запомнить учебный материал необходимо не просто его прочитать, а поработать с ним: составить план или конспект, выписать ключевые слова, формулы, нарисовать серию пиктограмм, пересказать его вслух, использовать для подготовки к докладу и т.д. Известно, что при запоминании однородной информации лучше всего воспроизводится по памяти ее начало и конец (эффект края). Поэтому в конце урока рекомендуется подвести итог, повторить наиболее важные положения.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Оставить комментарий

Отвлекись
Реклама
Психология